Градус растёт. Петербург заполняют дискаунтеры со спиртным

В Петербурге алкомаркеты с продуктами начали теснить бары и сети
Автор фото: Тихонов Михаил

Общее количество торговых объектов у топ–200 FMCG–ретейлеров за 2024 год выросло до 126,48 тыс. магазинов, подсчитали в INFOLine. Самым активным игроком оказалась сеть "Красное&Белое": её площади приросли на 3,4%, до 261,2 тыс. м², а количество магазинов увеличилось на 3705, до 20 527.

Прирост торговых площадей у X5 Group составил 22%, до 856,3 тыс. м², количества объектов — 19,2%, до 2543 магазинов. Торговая площадь "Ленты" сократилась до 1,6 млн м² (на 39,6 тыс. м² меньше, чем в 2023 году).
В Петербурге, по словам директора по развитию агентства коммерческой недвижимости KNRU Полины Фиофиловой, все ретейлеры ищут помещения под открытие новых магазинов. При этом те, которые подходят для крупных гипермаркетов и супермаркетов, непопулярны — таких заявок мало.
Самый популярный формат сейчас — это дискаунтеры и малые формы.
Независимый консультант по продвижению продовольственных товаров в торговые сети Михаил Лачугин отмечает, что все известные сети алкомаркетов продолжают развиваться на петербургском рынке. Однако из–за последних ограничений этот процесс так или иначе замедлится.
"Это популярный формат среди горожан, так как алкомаркеты всё больше трансформируются в обычные продуктовые магазины у дома. Да, у них основная категория — это алкоголь, но тем не менее там очень большой выбор снеков, шоколада, безалкогольных напитков, молочных десертов, мороженого. То есть туда идут за отдельным ассортиментом", — говорит эксперт.
Доцент кафедры менеджмента Президентской академии в Санкт–Петербурге Максим Черниговский добавляет, что в Петербурге действительно наблюдается рост числа таких магазинов. Отчасти это происходит из–за планируемых ограничений по времени продажи алкоголя в объектах общепита, расположенных в многоквартирных домах. Часть спроса из баров и кафе переместится в розничные точки экономсегмента алкомаркетов.
"Без серьёзных реформ в розничном законодательстве Петербурга и без чёткого разделения формата алкомаркетов и обычных продуктовых магазинов у подобных сетей благоприятные перспективы для дальнейшего роста. Петербургу давно необходима розничная реформа, которая бы развела эти два формата по разным сегментам: алкомаркеты с жёсткими лицензионными барьерами и классические продуктовые магазины, не имеющие права реализовывать любой алкоголь или табачную продукцию. В противном случае массовое открытие дискаунтеров с упором на спиртное лишь усилит алкоголизацию, особенно за счёт доступных и дешёвых напитков", — считает эксперт.