Уберите галочку. Согласие на допуслуги станет только письменным

Запрет на автоматические допуслуги в РФ изменит банки, телеком и страховщиков
Автор фото: Сергей Коньков

Продавцам с 1 сентября запретят навязывать потребителю дополнительные товары, работы или услуги за отдельную плату. Согласно поправкам к закону "О защите прав потребителей", согласие должно отдельно оформляться в письменной форме — автоматического проставления соответствующих отметок в договоре или электронной форме будет недостаточно.

Если потребитель обнаружит попытку навязать ему ненужные товары, работы или услуги, он будет иметь право отказаться от их оплаты или потребовать возврата потраченных средств.
Как указывают эксперты, в первую очередь изменения коснутся предприятий розничной торговли, туристических агентств и других организаций сферы услуг. Особенно заметное влияние закон окажет на банковский и страховой секторы, где навязывание стало стандартной практикой. Также существенные новшества затронут телеком.
"Распространённая практика предустановленных галочек в формах согласия на рассылки, предоставление персональных данных для маркетинговых целей или подписки на дополнительные услуги становится фактически незаконной. Кроме того, закон запрещает в принципе формирование условий, предполагающих изначальное согласие потребителя, а это толкуется так, что даже если прямых галочек нет, но структура сайта или процесс покупки выстроены таким образом, что потребитель без специальных действий автоматически соглашается на допуслуги или рассылки, то и такая практика также будет считаться незаконной", — прокомментировал адвокат, заместитель председателя коллегии адвокатов "Сулим и партнёры" Даниил Черных–Аипов.
По его мнению, необходимость таких поправок давно назрела: ФАС и Роспотребнадзор регулярно фиксируют случаи нарушения прав потребителей в этой сфере. По данным профильных общественных организаций, именно эта проблема является основной причиной подачи жалоб граждан в ретейле. Но эффективность изменений будет зависеть от правоприменительной практики.
Финансист и предприниматель Яна Савенкова напоминает, что первый этап таких изменений был реализован в банковской сфере, когда страховка перестала быть обязательной при оформлении кредитов. При этом сейчас при покупке тех же авиабилетов продолжают выставляться галочки на покупку страховки. Часто люди видят дополнительные товары и услуги, о которых не говорит продавец, уже в чеке.
Ведущий проджект–менеджер торгового направления MPStats Александра Емелина считает, что теперь при продажах придётся быть деликатнее. Формулировки "товар обязателен к покупке" станут табу.