Михаил Хургин и Михаил Харламов в бизнесе 4 года. Вместе они успели открыть и продать сеть кислородных баров, основать IT–компанию и разработать систему автоматизации.
Первый бизнес — сеть кислородных баров в торговых центрах,
несмотря на кажущуюся легкость, стал для выпускников матмеха СПбГУ настоящей
школой жизни.
"Страх получить штраф за непробитый чек, работа с наличными
деньгами, проблемы с часто меняющимся неквалифицированным персоналом…" —
вспоминают теперь уже с улыбкой учредители ООО "ИТигрис". Последней каплей стала
новость о повышении арендной платы в несколько раз и последовавшее за ней
предложение освободить занимаемые площади.
Спустя 2 года "кризисного менеджмента" предприниматели
продали "воздушный" бизнес и сфокусировались на том, что у них получалось лучше
всего — на программировании. "Сейчас мы продаем услуги. Наш бизнес выходит за
пределы города. И самое главное — его развитие ограничено только нашими
возможностями, а не показателями проходимости торгового центра", — говорят
приятели, которые теперь работают по более интересной бизнес–модели.
Они сдают за небольшую месячную плату в аренду программное
обеспечение для салонов оптики (система автоматизации бизнес–процессов). На ее
разработку потратили год. Решились на этот долгосрочный проект, когда поняли,
что в России ниша свободна, а в одной только Великобритании на ней зарабатывают
три компании. Встретились с представителями Kodak Lens Vision Centre (объединяет
десятки небольших сетей в Великобритании), проконсультировались по скайпу с
компанией Optical Trading (США, Калифорния).
Для того чтобы понять, чего хотят российские клиенты, Михаил
Харламов провел полтора месяца в сети "Ост–Оптик" (восемь салонов оптики на
Дальнем Востоке). Писали программу с нуля, за образец взяли систему Optix
(порекомендовали английские коллеги). В итоге получили сервис, учитывающий в том
числе работу офтальмологов, которые выписывают рецепты, и работу мастеров по
изготовлению и установке линз.
На создание системы потратили 3 млн рублей. Два из них
заработали сами, один привлекли от первого клиента — компании "Ост–Оптик". Для
того чтобы выйти на самоокупаемость, нужно подключить 30 магазинов.
Несмотря на то что у компании уже есть предварительные
договоренности с несколькими заказчиками из Петербурга и Великого Новгорода,
продавать услугу не так просто. Не все компании понимают, что удаленный доступ к
системе и хранение информации на чужих серверах — это безопасно и отвечает
требованиям времени.
Владимир Скородумов, директор направления "Ретейл и
дистрибуция" компании "КОРУС Консалтинг", считает рынок оптик интересным для
небольших IT–компаний. "Крупные и средние интеграторы с мелкими сетями почти не
работают, при этом решения, работающие по модели software as a service, —
хороший выход для небольших ретейловых сетей, которые не могут позволить себе
крупные вложения в IT–систему", — говорит Владимир
Скородумов.
Скородумов.
По оценкам "ИТигрис", в Петербурге работает 300–350 салонов
оптики, в России таких салонов 4–5 тыс.