На следующей неделе на экраны выйдет вторая часть дилогии Федора Бондарчука "Обитаемый остров: схватка". О судьбе отечественного кинематографа, "несладких" контрактах с Fox, и о том, какие фильмы он не умеет снимать, режиссер рассказал в эксклюзивном интервью dpmoney.
Dpmoney: Расскажите, над какими проектами Вы сейчас работаете.
Федор Бондарчук: Один проект, который мы выпускаем,
называется "Фокус". Это молодежная страшилка. Сюжет такой: люди попадают в
замкнутое пространство небольшого клуба и не могут оттуда выйти. Стра-а—ашно!
Этот проект был начат еще до кризиса, релиз будет в октябре. А что касается
"Евгения Онегина", мы делаем его совместно с американской компанией XX Century
Fox. Это не наши деньги. Проект "Одноклассники" тоже делаем совместно с Fox.
Dpmoney: Но в Америке тоже все далеко нестабильно. Тем не менее, Вы
говорите о реализации проектов. Экономический кризис на вас не
повлиял?
Ф.Б.: Почему же? Повлиял. Мы этот кризис очень даже
чувствуем. Производство кино в России закончено. Все.
Dpmoney: Когда восстановится? И по какому пути развития пойдет
отечественный кинематограф после кризиса?
Ф.Б.: Я вижу несколько возможных путей сохранения и развития
кинопроизводства в России. Первое, которым пользовался я и мои коллеги – это
современная и нормальная система взаимоотношений кинопроизводителей и финансовых
структур. Сюда относятся банковские кредиты, инвестиционные фонды и другие
способы привлечения инвестиций под съемку картины. То есть те деньги, которые
можно привлечь. Конечно, их надо отдавать, но можно взять беспроцентный
кредит и отдать часть доли от проката фильма. Мы "Жару" делали на кредитные
деньги. "9 роту" я делал отчасти на кредит, отчасти на инвестиционные деньги: за
долю участия в проценте от проката. То есть это были работающие финансовые
схемы нормального кинопроизводства в государстве с развивающейся системой
кинодистрибьюции. Если вы помните, рост строительства кинотеатров в России в год
составлял около 30-40%, а рост киноиндустрии доходил до 30%. Это было
благоприятное время для всех кинематографистов. Я не имею в виду только
mainstream. Вы сами могли убедиться, что на фестивале "Кинотавр" было
представлено большое количество арт-хаусных работ.
Вторым путем развития отечественного кинопроизводства было телевидение.
Каналы вкладывали средства в производство картин. Например, таким путем были
сняты фильмы "Адмирал", "Тарас Бульба". Пусть даже это было не 100%-ое
финансирование, но довольно большое долевое участие. Сейчас каналы существуют на
повторах, они сами едва сводят концы с концами, потому что рекламные
бюджеты резко сократились. Но, понятно, что долго просуществовать
исключительно на повторах не удастся. Придется что-то производить. Но это будет
именно "что-то". Мое субъективное мнение таково: наши сериалы не отличались
серьезной production value. Я не говорю сейчас про жемчужины, их нельзя все-таки
назвать сериалами, скорее это телевизионные художественные фильмы, как,
например, "Ликвидация" с Машковым – проект Второго канала. Но в своей общей
массе отечественные телевизионные сериалы все-таки оставляют желать лучшего. В
связи с кризисом развитие кинопроизводства с помощью телевидения тоже стало
весьма проблематичным.
Остался один путь – государственное финансирование. Раньше был бюджет,
который выделяло государство. В те золотые времена, которые сейчас
закончились, эти бюджеты увеличивались с каждым годом. На сегодняшний день
госфинансирование – это единственная возможность для кинематографистов снимать
картины.
Dpmoney: Неужели в России будут сниматься только те фильмы, на
которые даст "добро" государство?
Ф.Б.: Нет, совсем нет. Я имел в виду зрительские проекты.
Они нуждаются в дорогостоящих инструментах, которые сейчас может предоставить
только государство. Но существует еще и арт-хаусное кино. И вот как раз это
направление в сложившейся ситуации может выиграть. Я просто не умею так снимать,
я не тот режиссер. Я недавно разговаривал со своими коллегами, которых люблю и
уважаю, они способны снимать и на телефоны и на бытовые камеры. Сейчас время,
когда могут появиться и стать популярными арт-хаусные герои, которые смогут
существовать не только в сети, но и в кинотеатрах. Потому что картины такого
рода очень бюджетны, самая большая статья расходов – печать копий.
Так что совсем кинематограф не умрет, новые системы кинопроизводства все-таки
одержат победу над кризисом. Но крупные исторические проекты, масштабные
картины, такие как "Цитадель", "Противостояние", "Тарас Бульба", тот же "Остров"
в ближайшее время не появятся.
Dpmoney: На работу Вашей студии кризис повлиял?
Ф.Б.: Как любой адекватный человек я постарался сократить
свои расходы. У меня большая студия, люди нуждаются в зарплате. Условия, которые
нам предложил Fox, очень жесткие, но мы были вынуждены их принять и подписать
контракт, потому что необходимо, чтобы студия жила и продолжала работу, а не
превращалась в мертвый организм. А с точки зрения коммерческой логики, я не могу
назвать предложения Fox такими уж сладкими.
Dpmoney: Вы как работодатель прибегали к такой антикризисной мере,
как сокращение штата?
Ф.Б.: Нет, пока нет, слава Богу. Если все сложится так, как
я вам рассказал и все наши проекты состоятся, то в сокращениях не будет
необходимости. Мы как раз и делаем их с той целью, чтобы студия жила.
Dpmoney: России удастся выйти из кризиса?
Ф.Б.: Безусловно! Другое дело, я не могу назвать сроков
выхода из кризиса. Мой прогноз, возможно, покажется пессимистичным, но,
по-моему, кризис в кинематографе продлится 5-10 лет. Я читал, что многие
экономисты дают более оптимистичные прогнозы и обозначают срок выхода из кризиса
через два года. Но, лично мне в два года верится с трудом.
Dpmoney: Вы настраиваетесь на то, что кризис будет носить затяжной
характер?
Ф.Б.: Я думаю, что да. Я скажу так, у страны сейчас есть
проблемы более важные, нежели кинематограф. На мой взгляд, основная и самая
страшная – бешеный рост безработицы. Москва и Петербург еще как-то справляются с
этой проблемой, но посмотрите, что сейчас происходит в регионах. Лично я рад,
что сильные мира сего нашли в себе силы посмотреть в лицо сложившейся ситуации.
Если раньше старались избегать самого слова "кризис", то сейчас о нем открыто
говорят и признают его существование. Я считаю, это уже серьезный шаг на пути к
выходу из сложившейся тяжелой экономической ситуации.
Dpmoney: На следующей неделе состоится премьера Вашей картины
"Обитаемый остров. Схватка". Во сколько обошлось создание картины? На какие
сборы Вы рассчитываете?
Ф.Б.: Создание картины обошлось в $36 млн. Первый фильм
собрал порядка $21 млн. Я думаю, что вторую картину тоже ждет коммерческий
успех.