Проект трассы М–7 через Удельный парк могут пересмотреть с учётом мнения жителей

Автор фото: Михаил Тихонов / "ДП"
Магистраль М–7, известная также как трасса через Удельный парк, призвана соединить северную часть Петербурга с центром, повысить связность улично–дорожной сети северной части города и снизить нагрузку на существующие узлы.

Будут ли строить трассу М–7 через Удельный парк

В комитете по инвестициям Смольного на запрос "ДП" ответили, что в случае принятия решения о строительстве этой автомагистрали вопросы, связанные с её проектированием и определением трассировки, а также технические и юридические параметры трассы будут обсуждаться в строгом соответствии с действующим законодательством.
"Возможность осуществления проекта будет основана на результатах изучения общественного мнения. В качестве механизма реализации проекта рассматривается заключение соглашения о государственно–частном партнёрстве, однако на сегодняшний день таких решений не принято", — добавили в комитете.
При этом у Петербурга есть по этой дороге действующее соглашение о намерениях с ООО "ВТБ Инфраструктурный Холдинг", заключённое на Петербургском международном экономическом форуме в 2023 году. Но, как признавали ранее в Смольном, оно ни к чему конкретному не обязывает.
"Сейчас в правительстве города обсуждают технические аспекты строительства, проходят все необходимые согласования, поэтому говорить о деталях проекта пока преждевременно", — сообщили "ДП" в пресс–службе ВТБ.

Нужно ли строить магистраль М–7

Профессор Высшей школы транспорта Санкт–Петербургского политехнического университета Андрей Горев считает, что на проблему улучшения транспортных связей северных районов города можно смотреть с двух сторон. По его словам, мировая тенденция состоит в социальной направленности развития транспорта. "С этих позиций сразу становится ясно, что существенно эффективнее строить линию скоростного трамвая, которая может перевозить в одну сторону более 12 тыс. пассажиров в час (линия Т1 в Стамбуле), чем четырёхполосную дорогу, по которой по двум полосам проедут не более 5 тыс. человек в час. Если же с точки зрения пользователей автомобилей считать только машины, то, кроме дорог, строить ничего не надо", — говорит он.
По словам эксперта, сейчас из северных районов можно добраться в сторону центра на общественном транспорте несколькими способами. Во–первых, это метро. Но после "Удельной" утром на каждый квадратный метр вагона набивается около шести человек. Второй способ — тоже переполненный автобус маршрута №86. Третий — трамвай маршрута №20. Он сравнительно свободен, но такая поездка таит риск застрять в пробке или потерять много времени из–за автомобильной аварии на трамвайных путях.
"Следовало бы начать с организации изолированного движения трамвая по всему маршруту, которое позволит избежать влияния автомобильного трафика и довести трамвайный маршрут по пустующим путям на Литейном и Владимирском проспектах до центра города — это создаст достаточно мощный дублёр метрополитена. Кстати, трамвайная линия Т1 в Стамбуле перевозит столько же пассажиров, сколько третье метро в стране — в Новосибирске", — отметил Горев.
Если же говорить только о трассе М–7, то, конечно, она будет полезна и позволит автомобилистам быстрее приехать в центральные районы города. Ключевая проблема — Удельный парк. "Единственное гуманное решение — проложить трассу на эстакаде над железнодорожными путями. Это очень сложная задача не для инженеров и строителей, а для чиновников — найти стимулы для железнодорожников поделиться с городом своей суверенной территорией", — объясняет Горев.
Наверное, в чём–то М–7 будет полезна, но с учётом построенных ранее новых развязок на других вылетных трассах на севере города (в районе Пискарёвки, на Шафировском проспекте и прилегающих улицах) не очень ясен смысл всего предприятия. Таким мнением поделился с "ДП" транспортный инженер и автор телеграм–канала "Сказочный проектировщик" Иван Вергазов.
Как транзитный коридор М–7, вероятно, разгрузит Сампсониевский, Шафировский и Пискарёвский проспекты, проспект Энгельса. Но освободит он их для новых машин.
"Если бы речь шла о том, что мы выносим транзитное движение с этих крупных улиц на полноценную скоростную магистраль М–7, а на освободившееся место приводим общественный транспорт, это имело бы больше смысла", — считает Вергазов.
Там можно было бы пустить трамвай, сделать выделенную полосу для автобусов и трамваев магистральных маршрутов. Пока же проект видится как повторение опыта с Западным скоростным диаметром, строительство которого, по мнению эксперта, привело к увеличению автомобилизации.

Какие дома затронет М–7

Магистралью № 7 в генеральном плане обозначена трасса, которую хотят проложить от Полюстровского проспекта до Выборгского шоссе (в основном вдоль железнодорожных путей Выборгского направления), плюс ответвление от этой трассы вдоль Ольгинской дороги на Парнасе. Одно целое с М–7 составят Полюстровский проспект, Арсенальная улица, планируемый к постройке Арсенальный мост через Неву и подъезд к этому мосту — продолжение Таврической улицы через территорию водопроводной станции.
Трассу, по генплану, должны построить за 16 лет, не позднее 2040 года. По действующим в Петербурге нормативам градостроительного проектирования ширина собственно дороги может составлять около 30 метров. Но в тех же региональных нормативах оговаривается, что ширина землеотвода в красных линиях составляет 80 метров.
По данным Openstreetmap.org, в 30–метровую зону М–7 попадает около 190 зданий. Среди них более 30 индивидуальных и несколько многоквартирных жилых домов. Что касается последних, это здания вдоль Ольгинской дороги в посёлке Парголово, в том числе новостройки. Магистраль прочерчена близко к зданиям, но там, скорее всего, найдётся место, куда её подвинуть. А вот ряд домов частного сектора, вероятно, попадёт под снос в посёлке Парголово, а также в исторических районах Шувалово и Озерки. Отдельные здания такого рода, скорее всего, снесут и южнее.
Среди примечательных домов под угрозой могут оказаться, например, деревянное здание с башенкой на Зеленогорской улице, 26 (у развилки путей Выборгского направления и Сестрорецкой железной дороги). Этот дом, скорее всего, дореволюционный (в Росреестре значится как построенный в 1917 году). Ещё один деревянный дом на траектории будущей трассы стоит на Лесном проспекте, 88, тоже один из последних в окрестностях. Также стоит отметить, что трасса прочерчена по территории, занимаемой блошиным рынком на Удельной.
Если же рассматривать 80–метровый коридор, то им оказываются затронуты более 400 зданий, в том числе Ланской трамвайный парк и некоторые промышленные объекты. Кроме того, туда попадает памятник архитектуры — здание станции Ланская. Среди зелёных зон в 80–метровую зону попадают Полюстровский сад, парк Лесотехнической академии, Удельный парк, Шуваловский парк. В основном они затронуты по краям, кроме Удельного парка, где дорога прочерчена в коридоре ж.–д. путей. Пересечение Удельного парка генпланом предусмотрено либо тоннелем, либо эстакадой.
Под пробивку Таврической улицы к будущему Арсенальному мосту, вероятно, потребуется снести несколько построек, в частности дореволюционное здание насосной станции.