Петербургские единороссы подготовили проект закона о публичных мероприятиях на городских дорогах. К таким можно отнести уже традиционные пробеги "синих ведерок". Регламентировать акции на региональном уровне понадобилось после того, как это отказался сделать президент.
Фракция "Единая Россиия" петербургского
парламента подготовила проект закона о публичных мероприятиях на городских
дорогах. Регламентировать акции на региональном уровне понадобилось после того,
как это отказался сделать президент. Первая попытка получилась неудачной -
законопроект фактически мало что добавляет к существующим правилам.
В ноябре 2010 года президент Дмитрий Медведев наложил
вето на принятый по инициативе единороссов закон, ужесточающий правила
проведения публичных акций на дорогах (а заодно и прочих митингов). Он был нужен
для того, чтобы не допустить перекрытия трасс протестующими гражданами и
установить рамки для акций автомобилистов.
Нововведения вызвали протест общественных организаций и
Медведев вернул закон на доработку. В окончательной редакции регламентация
порядка проведения акций протеста перекладывалась на плечи региональных властей.
Эксперты предположили, что это приведет наоборот к еще большему зарегулированию.
Так и получилось.
Так, в документе указывается, что чиновники должны
согласовать с ГИБДД ответ на уведомление о проведении акции с использованием
автомобилей. Мнение дорожной милиции (с 1 марта - полиции) может быть доведено
до сведения организаторов. Устроители пробега должны сообщить о количестве
автомобилей, маршруте и средней скорости. Исполнительная же власть обязана
обеспечить работу общественного транспорта в месте проведения автопробега и в
случае надобности за три дня уведомить горожан об изменениях маршрута. А также
рассчитать "предельную заполняемость" дороги участниками автопробега и направить
эту информацию организаторам.
Ограничения, вводимые законопроектом, таковы: участвовать в
автопробеге могут только машины, имеющие талон техосмотра и полис ОСАГО,
участники не могут занимать больше половины проезжей части (соответственно, не
могут ехать по дороге с одной полосой либо там, где идет ремонт), двигаться
организованной колонной и соблюдать правила дорожного движения.
Но правила дорожного движения и существующий порядок
проведения митингов в целом и так регулируют большинство этих положений.
Например, техосмотр должен быть пройден у любого автомобиля, и инспектор может
проверить наличие талона у любого водителя, будь он участником автопробега или
нет. Дополнительный закон только обяжет инспекторов это делать. Получается, что
в акции не смогут участвовать лишь только что приобретенные автомобили, которые
некоторое время могут ездить без ТО.
О количестве машин и маршруте организаторы акций протеста
автомобилистов сообщают и так. И точно так же получают из Смольного
отрицательные отзывы, мотивированные тем, что автопробег "создаст коллапс" на
дороге. Все эти ответы администрации, как и прежде, запретительного характера не
носят, поэтому к ним можно добавить любое количество писем из ГИБДД. Никто не
запретит организаторам указывать на всякий случай завышенное количество
участников, как это делается и при проведении "пешеходных" акций протеста.
Использование свето- и звукоаппаратуры и оформления машин должно соответствовать
ПДД, то есть пресловутые "синие ведерки" снова не подпадают под запрет.
Законопроект также содержит норму, согласно которой
исполнительная власть должна следить за тем, чтобы участники акций протеста
рядом с дорогой не покидали места митинга. То есть не перекрывали дорогу. Но
перекрытия трасс в стране и так не сопровождаются предварительным уведомлением,
а попытки сделать это караются милиционерами по пунктам КоАП "за переход улицы в
неположенном месте" и "за нарушение правил проведения публичного мероприятия". И
здесь законопроект ничего принципиально нового не добавляет.
Документ уже обсуждался на заседании комитета по
законодательству петербургского ЗакСа и был найден "сырым". Представители
комитета по законности и правопорядку Смольного, например, решили, что нужно
дополнить список официальных мероприятий, на которые действия закона не будут
распространяться. Депутаты согласились доработать проект. Такая же судьба пока
постигла и аналогичный законопроект единороссов парламента Ленинградской
области. Там тоже предварительный вариант сочли недоработанным и сейчас
переписывают.
Главным образом бессмысленность законопроекта заключается в
том, что с одной стороны любой автомобилист и так обязан подчиняться требованиям
инспекторов, так что они вполне могут заставить покинуть полосу или остановиться
хоть всех участников пробега совершенно законно. С другой стороны, в отличие от
митингов "пешеходов", непросто доказать, что некий автомобиль является
участником акции, а не просто едет по тому же маршруту. Поэтому с ходу запретить
ему двигаться по той или иной улице тоже просто так нельзя. Так что скорее всего
не изменится существующий порядок, по которому инспекторы просто начинают
массово проверять документы у колонны автомобилистов, что само собой и тормозит
пробег.