Петербург: город не для туристов

Алексей Чичканов

В 2009 году туриндустрия Петербурга потеряла около $300 млн выручки. Почему в город не любят приезжать туристы, а те, кто приехал, не задерживаются и не возвращаются снова, разбирался "Деловой Петербург".

Новый куратор туристической отрасли в Смольном Алексей Чичканов, назначенный в конце ноября этого года на должность председателя комитета по инвестициям и стратегическим проектам Петербурга (КИСП), сообщает, что в 2010 году число туристов вырастет. При этом, по его данным, в этом году, как и в 2008–м, Алексей ЧичкановПетербург посетит примерно 4,8 млн человек.
Правда, сами турфирмы высказывают большие сомнения по этому поводу, готовясь в 2010 году к Алексей Чичкановпадению как количества туристов, так и выручки.
Девальвация рубля в начале 2009 года на 30–40%, когда заключалось основное количество сделок и формировались туристические пакеты, действительно стала стимулом для путешественников приехать на несколько дней именно в Петербург, а не в другие европейские города.
По данным управления по туризму КИСП, число россиян, посетивших город, по итогам 9 месяцев 2009 году оказалось на 10% выше, чем в прошлом году (2,3 млн человек), а иностранцев — на 12% (2,1 млн человек).
picturegallery.c53700af-3773-403f-aefd-738ff19c8c73
Однако турбизнес не только не выиграл на этом, но даже серьзно потерял: в погоне за дешевыми турами в город приехали не те туристы, на которых ранее ориентировались в Петербурге. К примеру, гостиничные операторы, считающие туристов по количеству ночевок, говорят о 15–30%–ном снижении в этом году.
Турфирмы говорят, что турист–2009 предпочитает не только сократить время пребывания в городе, но и мало тратить.
"Самой популярной услугой в этом году была простая и дешевая обзорная экскурсия на автобусе", — рассказывает Сергей Корнеев, глава северо–западного отделения Российского союза туриндустрии. Сергей КорнеевСергей КорнеевСохранить число проданных билетов среди крупных музеев сумели лишь два: Эрмитаж и "Царское Село". Они сохранили рублевые цены, отвязав их от евро. Остальные крупные музеи потеряли 5–12% посетителей.
Проблема в том, что основной упор в развитии туризма в Петербурге в прошлые годы делался на более состоятельных туристов. Под них открывались довольно дорогие отели. С 2005 года в городе появилось 68 новых отелей с 4,4 тыс. номеров. За 4 года эти показатели выросли на 12 и 19% соответственно.
По оценкам Алексея Мусакина, директора Российской гостиничной ассоциации по Петербургу и Ленобласти, в кризисный год падение доходов отелей составило 15–20%, а гендиректор гостиницы "Октябрьская" Владимир Иванов говорит о 30%–ном снижении загрузки. Он отмечает, что отели этим летом спровоцировали мощный демпинг, который в 2010 году вновь ударит по рынку.
Случившийся кризис заставляет и бизнесменов, и власти города больше обратить внимание как на туристов из среднего социального слоя, так и на новые, не освоенные направления, генерирующие турпоток.
Попытки завлечь туристов в Северную столицу не только в период белых ночей пока не увенчались успехом. Если летом туристов можно привлечь на разводку мостов или фонтаны, то, к примеру, в списке городских событий на январь 2010 году официальные туристические сайты visit–petersburg.ru и st.–petersburg.ru не показывают ни одного значимого мероприятия.
Большинство иностранцев не могут ориентироваться в городе, названия улиц которого не дублируются на английском языке. Проблемы с проездом общественного транспорта по специальным полосам по–прежнему заставляют туристов часами стоять в пробках. Открытые информационные пункты работают только до 19:00. Пожаловаться милиционеру на свои проблемы на родном языке иностранцы могут лишь при большой удаче.
Туристов продолжают завлекать традиционными символами: Эрмитажем, фонтанами и матрешками.
Такой рекламой хотели завлечь в Петербург год назад: