Руководитель московского театра "Сатирикон", актер Константин Райкин в интервью dp.ru открыто признал, что Россия это страна, где правят Минфин, МЧС и ФСБ, рассказал о дьявольщине с событиями на Манежной площади и Путине.
DP.RU: Сейчас государство предлагает театрам полное
содержание с полным контролем; либо большую свободу, но и большую
ответственность; либо полную автономию от него. Что выбрал "Сатирикон"?
содержание с полным контролем; либо большую свободу, но и большую
ответственность; либо полную автономию от него. Что выбрал "Сатирикон"?
Константин Райкин: Мы бюджетная организация. В этом
положении очень много сложностей и, я бы сказал, идиотизмов, но мне кажется, оно
все-таки менее идиотично и чудовищно, чем автономное существование. По-моему,
его выбрала какая-то доля процента театров. Желаю всего доброго тем, кто встал
на эту опасную дорогу, но правильно сделали остальные, что не пошли, это,
по-моему, вещь авантюрная, непродуманная и убийственная для театра. Мы-то в свое
время хотели полной самостоятельности, вообще приватизироваться, и сейчас хотим.
Может быть, когда-нибудь это и удастся, но так много препон…
положении очень много сложностей и, я бы сказал, идиотизмов, но мне кажется, оно
все-таки менее идиотично и чудовищно, чем автономное существование. По-моему,
его выбрала какая-то доля процента театров. Желаю всего доброго тем, кто встал
на эту опасную дорогу, но правильно сделали остальные, что не пошли, это,
по-моему, вещь авантюрная, непродуманная и убийственная для театра. Мы-то в свое
время хотели полной самостоятельности, вообще приватизироваться, и сейчас хотим.
Может быть, когда-нибудь это и удастся, но так много препон…
Печально, что какой-то серьезной культурной политики нету.
Судя по деньгам, у нас в государстве вопросы интеллекта и души стоят на
последнем месте. Образование, фундаментальная наука и культура - досадные
отрасли человеческой деятельности, как чесотка, которая все время достает. Это
вопросы, которые все время оставляют на потом. К сожалению, самые главные люди
государства не относятся к ним так серьезно, как они заслуживают.
Судя по деньгам, у нас в государстве вопросы интеллекта и души стоят на
последнем месте. Образование, фундаментальная наука и культура - досадные
отрасли человеческой деятельности, как чесотка, которая все время достает. Это
вопросы, которые все время оставляют на потом. К сожалению, самые главные люди
государства не относятся к ним так серьезно, как они заслуживают.
DP.RU: Но вы влиятельный член общества, и вообще, как
известно, Путин с будущей женой познакомился на спектакле Аркадия Райкина.
Неужели вы не можете повлиять на ситуацию?
известно, Путин с будущей женой познакомился на спектакле Аркадия Райкина.
Неужели вы не можете повлиять на ситуацию?
Читайте также:
Минфин обещает не повышать налоги в ближайшее время
Константин Райкин: Видимо, для Владимира Владимировича
этот факт не является серьезным доводом, основанием к какому-то серьезному
размышлению. Хотя, судя по языку, он человек достаточно культурный, это первый
из властителей, который стал по-человечески разговаривать: от себя, и
произношение нормальное мы услышали. Но дальше этого не идет. Чтобы олигархи,
капиталисты делали серьезные вложения в культуру, чтобы это стало престижным,
модным, нужно показать пример, дать команду. А команды не поступает. Встречаться
с деятелями культуры и с деятелями из других сфер можно сколько угодно, но все
решает Минфин, это самое главное министерство. Для Минфина культура - какой-то
аппендикс, которого лучше бы не было. У нас страна, где правят Минфин, МЧС
и…
этот факт не является серьезным доводом, основанием к какому-то серьезному
размышлению. Хотя, судя по языку, он человек достаточно культурный, это первый
из властителей, который стал по-человечески разговаривать: от себя, и
произношение нормальное мы услышали. Но дальше этого не идет. Чтобы олигархи,
капиталисты делали серьезные вложения в культуру, чтобы это стало престижным,
модным, нужно показать пример, дать команду. А команды не поступает. Встречаться
с деятелями культуры и с деятелями из других сфер можно сколько угодно, но все
решает Минфин, это самое главное министерство. Для Минфина культура - какой-то
аппендикс, которого лучше бы не было. У нас страна, где правят Минфин, МЧС
и…
DP.RU: ФСБ?
Константин Райкин: Да. Понимаете - и всё!
DP.RU: Путин был на вашем 50-летии. А на 60-летие
пришел?
пришел?
Константин Райкин: Я его вообще не праздновал, так что
никого такого не было, даже и не пахло. И слава богу. Я свой путь, какую-то его
серьезность, все-таки измеряю не количеством этих посещений. Ей-богу, могу
обойтись, как и он обходится без встреч со мной совершенно запросто. И я не то
что не в обиде - я бы все свои встречи променял бы на одно кардинальное мудрое
решение в сфере культуры и, в частности, театра. На самом деле эти встречи
ничего мне не дали, кроме умасливания моего мелкого самолюбия.
никого такого не было, даже и не пахло. И слава богу. Я свой путь, какую-то его
серьезность, все-таки измеряю не количеством этих посещений. Ей-богу, могу
обойтись, как и он обходится без встреч со мной совершенно запросто. И я не то
что не в обиде - я бы все свои встречи променял бы на одно кардинальное мудрое
решение в сфере культуры и, в частности, театра. На самом деле эти встречи
ничего мне не дали, кроме умасливания моего мелкого самолюбия.
DP.RU: Надо думать, путинского тоже - известно, что все с
трепетом относятся в артистам, которых в детстве видели по телевизору.
трепетом относятся в артистам, которых в детстве видели по телевизору.
Константин Райкин: В детстве Путин по телевизору видел
моего папу, которого я ему, к сожалению, не могу заменить. А мне обо всем этом
разве что внукам рассказать… а может, они совсем другим будут
интересоваться.
моего папу, которого я ему, к сожалению, не могу заменить. А мне обо всем этом
разве что внукам рассказать… а может, они совсем другим будут
интересоваться.
DP.RU: 60-летие вы все же отметили - премьерой спектакля
"Вечер с Достоевским" по "Запискам из подполья" в постановке Валерия Фокина. Вы
не раз говорили, что публика "Сатирикона" хочет быстро, ярко и понятно - в этом
смысле "Вечер" к ней совсем не снисходителен.
"Вечер с Достоевским" по "Запискам из подполья" в постановке Валерия Фокина. Вы
не раз говорили, что публика "Сатирикона" хочет быстро, ярко и понятно - в этом
смысле "Вечер" к ней совсем не снисходителен.
Константин Райкин: А последняя наша премьера еще круче! Юрий
Бутусов поставил "Чайку" Чехова, которая идет 4,5 часа, почти до полуночи. Про
нее мне легче говорить, потому что сам не играю: я как художественный
руководитель театра испытываю даже не минуты, а длительные периоды гордости за
своих замечательных артистов. Думаю, "Чайка" - крупное театральное событие в
Москве.
Бутусов поставил "Чайку" Чехова, которая идет 4,5 часа, почти до полуночи. Про
нее мне легче говорить, потому что сам не играю: я как художественный
руководитель театра испытываю даже не минуты, а длительные периоды гордости за
своих замечательных артистов. Думаю, "Чайка" - крупное театральное событие в
Москве.
DP.RU: У звезды всегда есть кредит доверия, ее любят
авансом. Это плохо - можно не полностью затрачиваться на сцене или, наоборот,
позволяет не расходовать силы на то, чтобы взять зал?
авансом. Это плохо - можно не полностью затрачиваться на сцене или, наоборот,
позволяет не расходовать силы на то, чтобы взять зал?
Константин Райкин: Для настоящего артиста успех у публики
совершенно не есть сигнал к расслаблению. Потому что критерии он все-таки
черпает из себя, а не из успеха. "Поэт, не дорожи любовию народной" - это
стихотворение Александра Сергеевича менее всего годится к профессии актера,
потому что актер связан с успехом буквально. Но все равно главные планки он
расставляет себе сам. Каждая следующая работа - это страх быть разоблаченным. И
перед самим собой, и перед публикой. Среди хороших артистов есть люди, которые
очень всерьез относятся к признанию. Но мои... не то чтобы кумиры, но те, на
кого я ориентируюсь, - для них успех есть только побуждение к дальнейшим
исканиям и рискам. Вообще мне кажется, настоящий артист и, в более широком
смысле, настоящий художник - это человек, который болен синдромом ученичества.
Способностью отказаться от предыдущего опыта.
совершенно не есть сигнал к расслаблению. Потому что критерии он все-таки
черпает из себя, а не из успеха. "Поэт, не дорожи любовию народной" - это
стихотворение Александра Сергеевича менее всего годится к профессии актера,
потому что актер связан с успехом буквально. Но все равно главные планки он
расставляет себе сам. Каждая следующая работа - это страх быть разоблаченным. И
перед самим собой, и перед публикой. Среди хороших артистов есть люди, которые
очень всерьез относятся к признанию. Но мои... не то чтобы кумиры, но те, на
кого я ориентируюсь, - для них успех есть только побуждение к дальнейшим
исканиям и рискам. Вообще мне кажется, настоящий артист и, в более широком
смысле, настоящий художник - это человек, который болен синдромом ученичества.
Способностью отказаться от предыдущего опыта.
А кроме того, на самом деле зрителям ведь все равно, сколько
тебе лет, какие у тебя заслуги. Ты либо играешь, либо нет. Как только ты не
играешь - в зрителе совершенно нет снисхождения, и это совершенно правильно.
тебе лет, какие у тебя заслуги. Ты либо играешь, либо нет. Как только ты не
играешь - в зрителе совершенно нет снисхождения, и это совершенно правильно.
DP.RU: Алиса Фрейндлих сказала "Я приучила публику к своей
некрасивости". У вас была такая проблема?
некрасивости". У вас была такая проблема?
Константин Райкин: Как-то я никогда не страдал от этого.
Хотя сейчас, когда вижу кадры из своих ранних ролей, понимаю, что предлагал
зрителям испытание на прочность: насколько вы меня любите? а если я вот так
улыбнусь, а вот так зубки свои покажу? Зрительская симпатия ко мне подвергалась
большим нагрузкам. Но потом наша страна вышла на новый уровень цивилизованности,
в частности, появились дантисты и материалы, дающие возможность что-то
корректировать. И я нашел такого дантиста-дизайнера, который, так сказать,
отредактировал немножечко природу, не меняя общей картины.
Хотя сейчас, когда вижу кадры из своих ранних ролей, понимаю, что предлагал
зрителям испытание на прочность: насколько вы меня любите? а если я вот так
улыбнусь, а вот так зубки свои покажу? Зрительская симпатия ко мне подвергалась
большим нагрузкам. Но потом наша страна вышла на новый уровень цивилизованности,
в частности, появились дантисты и материалы, дающие возможность что-то
корректировать. И я нашел такого дантиста-дизайнера, который, так сказать,
отредактировал немножечко природу, не меняя общей картины.
DP.RU: Рассказывают, что Аркадий Райкин приехал на гастроли,
кажется, в Одессу…
кажется, в Одессу…
Константин Райкин: В Киев.
DP.RU: …и первый монолог у него начинался со слов "Кто я?"
Из зала ответили: "Жид". Райкин ушел со сцены, отменил все спектакли и
немедленно уехал.
Из зала ответили: "Жид". Райкин ушел со сцены, отменил все спектакли и
немедленно уехал.
Константин Райкин: Он всегда упорно отрицал этот случай.
Говорил, что это сплетни, что никогда этого не было. Притом мне его актеры
говорили, что это было.
Говорил, что это сплетни, что никогда этого не было. Притом мне его актеры
говорили, что это было.
DP.RU: Вы сталкивались с антисемитизмом?
Константин Райкин: Со мной общались прежде всего как с сыном
любимого артиста. У большинства людей при той любви, которую вызывал у них
Аркадий Райкин, понятие национальности куда-то уходило. Но были, конечно, и
другие. В нашем семейном архиве, кроме восторженных, влюбленных,
благодарственных писем папе, есть и целая коробка злобных, антисемитских.
Правда, это очень небольшая часть по сравнению с другими, тем не менее. А то,
что антисемитизм тогда существовал на государственном уровне, было очевидно.
любимого артиста. У большинства людей при той любви, которую вызывал у них
Аркадий Райкин, понятие национальности куда-то уходило. Но были, конечно, и
другие. В нашем семейном архиве, кроме восторженных, влюбленных,
благодарственных писем папе, есть и целая коробка злобных, антисемитских.
Правда, это очень небольшая часть по сравнению с другими, тем не менее. А то,
что антисемитизм тогда существовал на государственном уровне, было очевидно.
DP.RU: Как объяснить обострение национализма, ксенофобии,
Манежную площадь и т. п.?
Манежную площадь и т. п.?
Константин Райкин: Эта дьявольщина очень тревожит.
Если говорить о конце света, по поводу которого периодически возникают всякие
истерические разговоры, - мне кажется, он наступит не от гигантского
землетрясения или столкновения с каким-то небесным телом, а, скорее, от того,
что все передерутся. Конец света заключен внутри нас. Самые главные опасности
для человека представляет человек. Необъяснимая вещь: вроде бы образованные,
умные люди вдруг начинают нести такую чушь по поводу какой-то национальности.
Если говорить о конце света, по поводу которого периодически возникают всякие
истерические разговоры, - мне кажется, он наступит не от гигантского
землетрясения или столкновения с каким-то небесным телом, а, скорее, от того,
что все передерутся. Конец света заключен внутри нас. Самые главные опасности
для человека представляет человек. Необъяснимая вещь: вроде бы образованные,
умные люди вдруг начинают нести такую чушь по поводу какой-то национальности.
Они превращаются в оборотней. Даже представители
христианской церкви! Вы послушайте наших православных: как агрессивно,
ортодоксально, непримиримо они говорят о католиках. Это же просто уму
непостижимо! Они начинают вскипать, им изменяет мудрость, достоинство,
великодушие. Они забывают веру, все самое святое, что должно быть в человеке. А
что же другим тогда остается? Совсем перелаяться и
перекусаться?
христианской церкви! Вы послушайте наших православных: как агрессивно,
ортодоксально, непримиримо они говорят о католиках. Это же просто уму
непостижимо! Они начинают вскипать, им изменяет мудрость, достоинство,
великодушие. Они забывают веру, все самое святое, что должно быть в человеке. А
что же другим тогда остается? Совсем перелаяться и
перекусаться?