Смольный: туристы из Китая стали чаще приезжать в Петербург самостоятельно

Автор фото: Сергей Ермохин / "ДП"

О том, что помогает укреплять имидж Петербурга на международном рынке, "Деловому Петербургу" рассказала заместитель председателя комитета по развитию туризма Нана Гвичия.

Нана Маргушевна, сколько денег приносят городу бизнес–путешественники?
— Деловые поездки занимают третье место среди всех причин для посещения Петербурга. Примерно каждый восьмой гость нашего города приезжает с бизнес–целями. Безусловно, это сказывается на всех сферах жизни Северной столицы.
По итогам 2023 года с бизнес–целями город посетили 1,2 млн человек, которые принесли нашему городу 60 млрд руб­лей. В целом же в прошлом году вклад туризма в экономику Санкт–Петербурга составил 483 млрд рублей — на треть больше, чем годом ранее.
Как город привлекает бизнес–туристов из других стран и городов?
— У нас есть несколько направлений работы, и одним из главных является информационная кампания. Она проводится в первую очередь в городах–миллионниках — в регионах России и за границей. Также мы участвуем в зарубежных и отечественных профильных выставках, так или иначе связанных с туризмом.
Работа по развитию сферы бизнес–путешествий в городе ведётся уже не первый год. Северная столица является членом международных ассоциаций, в рамках деятельности которых представляет свои возможности для делового туризма. Отмечу, что именно на берегах Невы понятие "конгрессно–выставочная деятельность" впервые было введено в законодательную сферу. Это лишь один из фактов, свидетельствующих о значительной роли Петербурга в развитии рынка бизнес–поездок.
А 10 лет назад у нас было создано Конгрессно–выставочное бюро. Региональный офис занимается продвижением города в сфере делового туризма и ведёт целенаправленную работу по привлечению таких гостей. В том числе бюро организует профессиональные конференции, среди которых флагманом стал форум Travel Hub.
Как ПМЭФ и подобные крупные форумы влияют на рост количества туристов в дни их проведения?
— Периоды Петербургского экономического форума, Международного юридического форума, Форума объединённых культур дают некоторый всплеск. Но город и без них живёт насыщенной жизнью. В среднем заполняемость гостиниц летом доходит до 80 %. В дни ПМЭФ этот показатель может достигать 86 % в отелях, расположенных рядом с "Экспофорумом", где проходят главные события.
При этом сопоставимые всплески заполняемости дают и другие события: открытие сезона, белые ночи, праздник выпускников "Алые паруса". Во время осенних каникул загрузка гостиниц тоже заметно вырастает.
Нана Гвичия
Каждый год накануне ПМЭФ возникает проблема завышенных цен в отелях. Есть у города рычаги воздействия на ситуацию?
— Любое мероприятие, приводящее к повышенному спросу на размещение, так или иначе сказывается на цене. Зачастую отели применяют динамичное ценообразование, стоимость номеров меняется в течение суток.
ПМЭФ пользуется спросом в деловой среде, поэтому в большей степени разговоры об этой "проблеме" — сетование на объективный процесс. Цены регулирует рынок в зависимости от соотношения спроса и предложения. Этот тонкий механизм ценообразования не терпит грубого вмешательства.
Но периоды повышенного спроса неизбежно сменяются теми, когда стоимость услуг коллективных средств размещения снижается.
Какие меры поддержки действуют сейчас для отелей и туроператоров, работающих с бизнес–туристами?
— Петербург фигурирует в числе лидеров по популярности у деловых туристов, во многом это стало возможно благодаря мерам поддержки, введённым по инициативе губернатора, — налоговым льготам, льготным кредитам и субсидиям. Также действует важная федеральная мера — нулевая ставка НДС для оте­лей. В качестве ещё одного способа помочь бизнесу с 2022 года правительством города предоставляются субсидии на проведение конгрессно–выставочных мероприятий.
В Петербурге при содействии Мин­экономразвития создан Международный центр компетенций, деятельность которого тоже можно рассматривать как одну из мер поддержки, поскольку там осуществляют подготовку кадров для индустрии туризма и гостеприимства. В обучении задействованы вузы города, а практикумы проходят на базе гостиниц.
Стал ли город активнее приглашать бизнес–путешественников из отдалённых уголков России?
— Значительное место в потоке деловых туристов занимает Московская агломерация, что связано с социально–экономическими условиями в регионе и налаженной между Петербургом и Москвой транспортной связью.
Однако в последнее время процент столичных гостей в общем числе путешественников снижается, хотя их и не становится меньше количественно. Это происходит благодаря активизации туристов из других российских регионов. Например, в прошлом году стали к нам стали чаще приезжать жители Псковской, Тверской, Нижегородской, Самарской областей и Краснодарского края.
Мы связываем это с нашей кампанией "Добро пожаловать в Петербург". В ходе неё представители туристской сферы Северной столицы посещают разные регионы России с выездными презентациями, рассказывающими про наш гостеприимный город. При подготовке мы изучаем, какие регионы обладают туристским потенциалом: хорошей транспортной связью с Петербургом и достаточным количеством людей, желающих путешествовать. Например, недавно мы проводили выездные презентации туристского потенциала города в рамках поездки по Сибири и Дальнему Востоку, рассказывали о Петербурге в Иркутске, Якутске, Улан–Удэ и Чите.
Высока ли доля возвратных туристов, в том числе деловых?
— Удовлетворённость поездкой в Петербург в последние несколько лет держится на уровне 86 %. Возвратность гостей близка к 50 %. Кстати, с прошлого года возросла популярность комбинированных поездок. Люди, которые прибывают с деловыми целями, не покидают город после окончания конференции, а задерживаются ещё на несколько дней. И тогда бизнес–путешественники переходят в категорию культурно–познавательных туристов. А затем они возвращаются к нам ещё раз — теперь уже со своими семьями, чтобы вместе открывать для себя многогранный Петербург. И это неизбежно сказывается на ещё одном характерном для города показателе — доля семейных туристов у нас составляет 53 % от общего турпотока.
Какие страны сейчас являются для Петербурга приоритетными в плане привлечения деловых туристов?
— В соответствии с рекомендациями Минэкономразвития, мы работаем с Азиатско–Тихоокеанским регионом, странами СНГ, Ближним Востоком. Развиваем и сотрудничество с Китаем, Ираном, Индией.
Зачастую в зарубежных мероприятиях осуществляем совместное продвижение с Москвой по программе "Два города — миллион впечатлений". Казалось бы, два конкурирующих центра, но практика показывает, что многие зарубежные туристы хотят посетить обе российские столицы за одну поездку.
То же самое можно сказать и в целом о привлечении иностранцев. Хорошо, если к нам приедут как можно больше гостей из разных государств. И мы стараемся работать сразу в нескольких направлениях, не противопоставляем интересные для нас регионы друг другу и стремимся уделить должное внимание им всем. Например, проводим информационные туры по Петербургу для зарубежных журналистов. Они приезжают, смотрят, впечатляются, а потом в своих изданиях рассказывают о городе читателям. Организовываем ознакомительные поездки для сотрудников турфирм из других государств.
Что касается Китая, турпоток оттуда постепенно восстанавливается после пандемии. Во время бушевавшего COVID–19 ситуация в стране была особенно тяжёлой, поэтому туризм там ещё нуждается в перезагрузке. В межгосударственных отношениях Россия и Китай находятся в приоритетных списках друг у друга. Между нашими странами действует соглашение о безвизовом въезде для организованных групп, успешно запущен механизм электронной визы.
Стоит отметить, что из Поднебесной стали чаще приезжать люди не по субсидированным турам, а те, кто оплачивает поездки самостоятельно. Они более мобильны, образованны и экономически состоятельны. Сложно сказать, когда мы выйдем на допандемийный уровень, но процесс идёт и мы видим прогресс на этом пути.