Известие, что женщина в 59 лет планирует родить ребенка путем экстракорпорального оплодотворения, вызвала в Великобритании широкую дискуссию. Противники повсюду: начиная от газет и заканчивая офисными кулуарами. Но действительно ли это является проблемой для общества, спрашивает специалист по медицинской этике Даниэль Сокол в материале BBC News.
Представьте себе плакат на улице, с изображением ребенка и женщины, в
возрасте бабушки. Реакция прохожих, если им сообщить, что это седая с морщинами
женщина является матерью, тут же изменится. В этом есть что-то глубоко
неестественное. Такие мысли пришли многим в ответ на известие, что Susan
Tollefsen, которая стала матерью в 57 лет, в настоящее время рассматривает ЭКО
снова, чтобы стать матерью в возрасте 59 лет. Но есть рациональные основания для
беспокойства?
Это противно
"Фу" – ответ нередко встречающийся при встрече с новым. Этот внутренний
красный флаг, сообщает нам в неотчетливой форме, что что-то неладно. Порой, это
что-то является совершенно обоснованным. Отвращение, которое мы испытали от
недавней пытки двух мальчиков братьями в возрасте всего лишь 11 и 12 лет,
подкреплено твердыми причинам. Но часто наше "фу" является лишь внешним
проявлением невежества и предрассудков.
Это становится очевидным, глядя на историю. Обезболивание хлороформом в XIX
веке, трансплантация сердца (с участием донора и получателя помощи,
принадлежащих к различным расам), гомосексуализм и экстракорпоральное
оплодотворение в XX веке, все они были встречены поначалу с криками отвращения.
Рождение первого из "пробирки" младенца, Луизы Браун, в 1978 году было
признано аморальным, в частности, Ватиканом и лауреатом Нобелевской премии
Джеймсом Уотсоном. "Я не колдун или Франкенштейн", сказал д-р Патрик Стептоу,
гинеколог, участвующий в создании Луизы Браун.
Эти примеры показывают, то, что общество считает морально допустимым,
эволюционирует со временем. Они также указывают на необходимость критически
относиться к реакциям нашего организма.
Это неестественно
В определенном смысле, экран компьютера перед Вами тоже является
неестественным. Он - продукт изобретательности человека. Тоже можно сказать о
зонтике. Отличие естественного от неестественного является нелегкой
задачей.
Можем ли мы сказать, что сохранение жизни людей благодаря поддержке или реанимированию, без которой они умерли бы, являются естественными, а то, что дает возможность пожилой женщине зачать ребенка - нет? Оба они пытаются "исправить" естественное разрушительное действие старения. Если мы согласимся, что оба могут рассматриваться как неестественные, мы должны апеллировать к чему-то еще, чтобы найти оправдание в разности подходов.
Можем ли мы сказать, что сохранение жизни людей благодаря поддержке или реанимированию, без которой они умерли бы, являются естественными, а то, что дает возможность пожилой женщине зачать ребенка - нет? Оба они пытаются "исправить" естественное разрушительное действие старения. Если мы согласимся, что оба могут рассматриваться как неестественные, мы должны апеллировать к чему-то еще, чтобы найти оправдание в разности подходов.
Благополучие матери и ребенка
Вспомогательная репродукция, практически как все медицинские процедуры,
влечет за собой риск причинения вреда. Процедура, как правило, требующая
несколько циклов ЭКО, трудно переносится женщинами эмоционально и
физически. В 60 лет, это воздействие может быть сильнее, чем в 30. Тем не менее,
в условиях либеральной демократии, люди могут позволить подвергать себя даже
значительным рискам, если это не вредит другим. "Сам собой, своим телом и
разумом, человек является суверенным", пишет в XIX веке философ Джон Стюарт
Милль.
Проблема в том, что при искусственном оплодотворении привлекается третья
сторона - потенциальный ребенок. Он или она не могут дать согласие на риск
причинения вреда. Однако, существует доказательство, что ЭКОдети подвергаются
большему риску врожденных дефектов, чем младенец при естественной беременности.
Согласно исследованию, опубликованному в New England Journal of Medicine в 2002
году, ЭКОмладенцы имеют двойной риск значительных врожденных дефектов по
сравнению с зачатыми естественным путем.
"Насколько опасность возрастает у потенциальных матерей, которым за 60?",
является ключевым вопросом при определении моральной стороны искусственной
репродукции в этой возрастной группе. Другая проблема заключается в
благосостоянии ребенка в детском возрасте и за его пределами. В июле прошлого
года женщина, которая стала старейшей матерью в мире в 66 лет, умерла от рака,
менее чем через три года после рождения ее близнецов. Что ждет их сейчас?
Они могут вырасти и жить полной жизнью, как многие сироты, но их шансы не
столь благоприятны, как у их сверстников, имеющих родителей. А как насчет
молодой матери в стране, где идет гражданская война, болезни или других
факторов, которые несут в себе потенциальную возможность смерти и невозможности
вырастить ребенка? Тем не менее, мы не сравниваем подобное подобным. Всегда
можно указать на еще более худшую ситуацию и сказать: "видите, это не так плохо,
как это". Может быть и так, но это не является убедительной причиной разрешающей
практику.
Популярным аргументом среди философов является то, что до тех пор, пока жизнь
ребенка качественно приемлема, нерационально использовать доводы, основанные на
благополучии ребенка. Альтернативой для данного конкретного ребенка является
небытие. Близнецы не были бы живы без решения их пожилой матери пройти ЭКО. Их
жизнь действительно так плоха, что они сами предпочли бы небытие? Философы до
сих пор не договорились о том, как решить эту явную головоломку.
Хорошие матери
В последние годы было много разговоров о репродуктивной автономии, идея
которой заключается в том, что люди должны иметь возможность делать свой
собственный репродуктивный выбор. Но каковы пределы этой автономии? Разве
лесбийская пара, которая в 2002 году пыталась найти глухого донора спермы, чтобы
создать ребенка глухим, перешли границы? Могут ли люди выбирать пол ребенка,
потому что они предпочитают людей этого пола?
А как насчет наших 60-летней матерей? Пока на эти вопросы нет простого
ответа, очевидно, что ограничения должны быть в части установления риска и
тяжести вреда для потенциального ребенка. Кто определяет порог, это другой
вопрос.
Есть много других аргументов как "за", так и "против" того, чтобы пожилые женщины могли использовать методы вспомогательной репродукции (включая вопросы распределения ресурсов, дискриминации по возрасту, усыновления и других альтернатив, феминистской критики и др.). В повседневных разговорах они проявляются в ощущении что что-то "не совсем правильно" с 60-летней женщиной, которая хочет ребенка: "Какие эгоистичные женщины мечтают о таких вещах? Она не будет хорошей матерью в этом возрасте. Бедный ребенок".
Есть много других аргументов как "за", так и "против" того, чтобы пожилые женщины могли использовать методы вспомогательной репродукции (включая вопросы распределения ресурсов, дискриминации по возрасту, усыновления и других альтернатив, феминистской критики и др.). В повседневных разговорах они проявляются в ощущении что что-то "не совсем правильно" с 60-летней женщиной, которая хочет ребенка: "Какие эгоистичные женщины мечтают о таких вещах? Она не будет хорошей матерью в этом возрасте. Бедный ребенок".
Опять предрассудки и социальные ценности окрашивают наш приговор, может быть
незаметно для нас самих. Многие прохожие посмотрят на женщину на плакате как
жюри, поглядывая поверх ответчика в начале судебного разбирательства. Они
вынесут немедленное решение. Справедливость же требует более взвешенного
подхода.
Д-р Даниэль Сокол (Daniel Sokol), Почетный старший преподаватель
медицинской этики в Лондонском Имперском колледже.