Состояние Ильи, воспитанника ДДИ №4 для детей с отклонениями в умственном развитии в Павловске, чья фотография привлекла внимание общественности в конце января, значительно улучшилось.
17 января dp.ru опубликовало письмо с
шокирующей фотографией 10-летнего мальчика Ильи, присланное в редакцию
волонтером Марией. Девушка решила привлечь внимание к проблеме больных
детей-инвалидов, которые периодически поступали в истощенном состоянии в Детскую
городскую больницу №1. Все они были воспитанниками одного учреждения - Детского
дома-интерната для детей с отклонениями в умственном развитии №4 в Павловске.
История получила широкую огласку в интернет-СМИ и
общественный резонанс. ДДИ посетил Уполномоченный при Президенте по правам
ребенка РФ Павел Астахов и директор интерната Галина Племянникова, которая под
разными предлогами препятствовала работе волонтеров благотворительных
организаций, была уволена.
Новая администрация учреждения настроена на взаимодействие с
общественными организациями и улучшение жизни воспитанников, в детском доме
начался ремонт, и главное - прекращено поступление новых детей, что очень важно
для начала разукрупнения переполненного учреждения. Сегодня в нем проживают 550
человек разных возрастов, в том числе дети с тяжелыми множественными нарушениями
в развитии.
"Прекращена переброска детей из корпуса в корпус,
практиковавшаяся раньше, – сказала 29 апреля на пресс-конференции директор БОО
"Перспективы" Мария Островская. - Понятно, что административно детей легче
классифицировать по тяжести нарушения, но для детей эти переводы –
катастрофа".
Читайте также:
Недоступное образование
Когда после работы со специалистами и волонтерами
благотворительных организаций ребенок показывал успехи в развитии, его
переводили в группу с более легкими нарушениями. При этом состояние детей резко
ухудшалось из-за нарушения привязанности и отсутствия индивидуального внимания.
"Во всех странах дети, находящиеся в системе группового
ухода, отстают в весе и росте, потому что нарушаются процессы усвояемости пищи.
Те, у кого есть какие-то нарушения, более уязвимы и страдают еще больше. Помимо
потребности в еде, чистоте, гигиене, дети нуждаются в человеческих отношениях -
ребенку необходим близкий взрослый, чтобы развиваться и расти. Если он
отсутствует, ребенок переживает хронический стресс", - объясняет детский
невролог Святослав Довбня.
Так было и с Ильей. Мальчик, после выписки из
больницы, находился в очень тяжелом состоянии. Павел Астахов навестив его,
предложил объединить усилия врачей, чиновников, волонтеров и всем вместе
попробовать Илью „вытянуть“. Ребенка вернули обратно в четвертый корпус,
где работают сотрудники и специалисты благотворительной организации
"Перспективы", которые оказали ему повышенное внимание. За три месяца состояние
Ильи значительно улучшилось.
"С каждым днем во взаимодействии с Ильей видно, что его
эмоциональное состояние обретает какую-то картину. Он смотрит в глаза, когда ты
приходишь, улыбается, ждет, ищет руками контакта, трогает тебя. Илья хорошо
кушает, на прошлой неделе мы еще раз его взвесили - он добавил 2,6 кг. У него на
лице больше нет страданий, есть интерес, открытость и улыбка, которая уже не
скажет о том, что было с ним", - рассказала Илона Абсандзе, бобат-терапевт БОО
"Перспективы", которая не только непосредственно работает с Ильей, но и
координирует работу всех специалистов вокруг мальчика.
Скандалы в закрытых детских учреждениях последнее время
возникают то тут, то там. Система ПНИ и детских домов-интернатов требует
настоятельных изменений не только в сторону открытости и общественного контроля,
но и полного реформирования.
"Несколько лет назад в Исландии все выпускники детских домов
были приравнены по статусу к "узникам концлагеря". В 2010 году в Лейпциге прошел
Всемирный конгресс по психическому здоровью детей. Там профессиональное
сообщество обсуждало необходимость реорганизации интернатов во всем мире.
Первоначально надо вывести как можно больше детей в семьи (приемные, семейные
воспитательные группы, постараться найти возможность опеки со стороны
родственников или вернуть в кровные семьи). Это быстрее, это дешевле и на
сегодняшний день есть исследования, которые показывают, что это дает невероятные
результаты, не только экономические, но, в первую очередь, связанные с развитием
детей", - рассказала в интервью ИА Regnum клинический психолог
Татьяна Морозова.
Вопрос за государством - сумеет ли оно отказаться от
политики поддержки "Фабрик детского несчастья", как назвал детские
дома-интернаты Астахов. Мама, которая воспитывает ребенка-инвалида дома,
получает ежемесячное пособие в 1,2 тыс. рублей, на содержание ребенка в
интернате государство тратит от 30 до 40 тыс. рублей.