Режиссер Кира Муратова: "Предложения обычно бывают идиотские"

Автор фото: Итар-Тасс
Режиссер Кира Муратова

Режиссер Кира Муратова рассказала "Деловому Петербургу" о том, как она открыла актрису Ренату Литвинову, почему до сих пор живет в Одессе и как изменился Петербург.

"ДП": Вы, наверное, могли бы жить и работать во Франции, как
Иоселиани или Лунгин. Почему вы сохраняете верность Одессе?
Кира Муратова: Никакой верности тут нет. Вообще-то мне так
просто удобно. Я люблю море, но в последнее время мало им пользуюсь по причинам
холодной воды и всяких других вещей, связанных со здоровьем. Раньше любила
холодную воду, а теперь сказали: нет, нельзя. Ну и не надо мне вашего моря, если
так. Я ничего специального в Одессе не люблю, и с тех пор, как меня сюда
привезли, я, как лежачий камень, валяюсь. Мне кажется, что от переездов, от
внешних перемен мало что меняется в жизни человека, что главные причины внутри,
а снаружи они только находят какие-то союзные подкрепления. Я не верю, что для
того, чтобы работать, надо куда-то там поехать.
"ДП": А что вы любите делать в Одессе?
Кира Муратова: Не знаю, что вам сказать. Я привыкла,
конечно, к Одессе, но сказать, что я люблю здесь что-нибудь очень сильно, кроме
самого Черного моря, я не могу. Как интеллектуал, по привычке люблю читать, а
вообще-то я люблю кино снимать.
"ДП": Насколько легко вам работать на Украине?
Кира Муратова: А как я могу сравнивать? Я в России работала
очень давно - у вас, в Ленинграде, но это было очень давно, сто лет назад.
Наверное, в России больше денег, то есть попросту есть деньги, а здесь, на
Украине, их нет. Я бы хотела снимать фильм из новелл, но деньги на это пока
отсутствуют. И сказать, что у меня есть какие-то особые предложения, нельзя,
особенно после "Мелодии для шарманки". Мой последний фильм показался всем
грустным, мрачным. Предложения обычно бывают идиотские. Присылают часто сценарий
и говорят: вот наш сценарий, у нас есть деньги - но это обычно просто полный
отстой.
"ДП": Что скажете про русское кино сегодня?
Кира Муратова: Я мало про него знаю, я ведь живу в Одессе, а
Одесса - глубокая провинция. Я здесь вижу мало, диски здесь появляются очень
нескоро, с большим-большим опозданием. Глобальное мнение о кино мне трудно вам
представить, оно будет поверхностным и даже, может быть, смешным. Когда бываю
где-то там, на фестивалях, то вижу какие-то фильмы российские. Мне нравится
режиссер Николай Хомерики, это Россия же, да? Он очень талантливый,
профессиональный, оригинальный и даже загадочный. Ну и из документалистов мне
нравится Возницын. Это прелестный документалист, просто удивительный.
"ДП": Как у вас появляются идеи фильма?
Кира Муратова: Как и у всех: голова есть на плечах, и в ней
роятся всяческие мысли. А идеи появляются, по-моему, у всех абсолютно одинаково.
То что-то увидишь, то что-то услышишь, то что-то подумаешь, то что-то приснится.
Ну, мало ли, в голове все это очень загадочно. Голова человеческая для того,
чтобы наблюдать, как все это происходит, я всегда говорю, что на ней нужно иметь
еще и другую голову, присобаченную, которая только для наблюдения за этой
головой (сама за собой она не очень-то умеет и успевает наблюдать).
"ДП": Как вы пришли в кино?
Кира Муратова: Это можно назвать во многом случайным. В
детстве была самодеятельность, были какие-то случайные знания о ВГИКе. Я вообще
тогда жила в Румынии и много видела фильмов, поскольку моя мама работала в
Министерстве культуры и у меня был пропуск замечательный - я могла ходить на
любое кино у нее в министерстве. Там рассказывали про Сергея Герасимова, и я
поехала в Москву учиться - всё довольно банально, всё как у всех. У меня нет
каких-то наследственных кровей, относящихся прямо к искусству. Так как-то
сложилось, повезло, довольно странным образом. Знаете, поступить во ВГИК,
учиться во ВГИКе, закончить его и потом, может быть, быть режиссером - это
совершенно разные вещи. Я считаю, что они очень мало между собой связаны. Ницше,
по-моему, говорил, что планировать убийство, совершать убийство и то, что после
происходит с убитым, - это три разные вещи. Так же и тут.
"ДП": Некоторые говорили бы про судьбу.
Кира Муратова: Что тут говорить про нее, она как бы у всех
присутствует. Как можно распространяться про то, что неизбежно присутствует и
называется судьбой, а не какой-нибудь другой птицей? Индейкой, я не помню, были,
кажется, подходящие птицы.
"ДП": Вы открыли многих актеров, которые и теперь на слуху,
например Ренату Литвинову.
Кира Муратова: Ну, Ренату точно открыла, потому что она была
сценаристкой, а так не знаю, кого я открыла. Как открыть актера, который
выучился на актера, или профессионала, который не снимался, а потом снялся у
тебя и стал сниматься, как, скажем, Жарков Леша? Говорят, я открыла Нину
Русланову, - так она бы сама открылась через день-два. А Рената действительно
после фильма "Увлечения" прославилась резко, стала актрисой. Я ее очень люблю,
всякие ее таланты, она очень разнообразно талантливый человек и плюс красавица,
так что все карты в руки.
"ДП": В Петербурге вы давно бывали?
Кира Муратова: На перезаписи "Мелодии для шарманки", у нас
почему-то так повелось, что мы там, в Ленинграде, делаем перезаписи. На Неве,
Нева у вас там есть.
"ДП": Если сравнивать Ленинград сейчас и во времена вашей
юности...
Кира Муратова: Помню Ленинград по фильму "Познавая белый
свет". Я прожила там долго, года два, наверное. Мне не показалось, что он сильно
изменился с тех пор. Во всяком случае его прелестная часть, историческая. Вообще
он всегда производил на меня впечатление красивой такой декорации. Но к этой
декорации больше идут кринолины и кареты. Мне всегда казалось, что он населен не
своим населением, знаете, как бывает - декорация одна, а актеры другие. Но это,
может быть, у меня такое предвзятое ощущение сложилось от Ленинграда раз и
навсегда.
"ДП": Есть города, к которым испытываешь антипатию или,
наоборот, симпатию...
Кира Муратова: Нет, наоборот, симпатия у меня присутствует,
за исключением того, что там такая длинная зима, темная. Вы знаете, как
ленинградцы говорят: у нас белые ночи, но они же не говорят, что у них черные
дни, а у них сплошные черные дни.
Справка:
Кира Муратова родилась в 1934 году в городе Сороки
(Бессарабия, сейчас Молдавия). Изучала филологию в МГУ. В 1959 году окончила
режиссерский факультет ВГИКа. С 1962 года работает как режиссер и сценарист.
Сняла около 20 фильмов, в том числе "Короткие встречи" (1967), "Долгие проводы"
(1971), "Настройщик" (2004), "Мелодия для шарманки" (2009). Народная артистка
Украины, в 1990 году на 40-м Берлинском кинофестивале получила специальный приз
жюри "Серебряный медведь" за фильм "Астенический синдром".