Для иностранных компаний корпоративная социальная ответственность стала нормой жизни, они занимаются благотворительностью везде, где ведут деятельность. В России компании помогают нуждающимся по разным причинам, одна из них — давление государства.
"Уже много лет мастер, у которого я стригусь, по личной инициативе ездит в
один из детских домов Московской области, а также посещает несколько семей, где
есть дети–инвалиды, и бесплатно стрижет детей. Когда она открывала собственный
салон и получала документы, ей сказали: "А вот этих 30 бабушек вы будете
обслуживать бесплатно". В ответ на замечание про соседнюю муниципальную
парикмахерскую, получающую дотации, она услышала: "Лицензию сюда
давайте", — рассказывает исполнительный секретарь "Форума Доноров" Наталья
Каминарская.
Подобной историей в России никого не удивишь. В среде
некоммерческих организаций по поводу вмешательства государства даже ходит
выражение: "нагибать" компании. С другой стороны оказываются граждане,
упрекающие бизнес в занятии благотворительностью исключительно из корыстных
целей. На практике, некоторые компании этот факт даже скрывают: боятся других
просителей помощи или прихода налоговой. Для иностранных компаний корпоративная
социальная ответственность — норма жизни, поэтому они занимаются
благотворительностью везде, где ведут свою деятельность. По словам программного
менеджера Глобальных корпоративных инициатив "ЕМС" Ренаты Хораковой, в интересах
частного сектора помогать созданию здорового общества, в котором бизнес сможет
развиваться в долгосрочной перспективе. Поэтому социальные программы можно
рассматривать как "социальные инвестиции".
Нигде в мире компании не являются основными донорами.
Например, в США их доля составляет всего лишь около 10% от общего бюджета
благотворительного сектора. Несмотря на наличие 5%–ной налоговой льготы, в
среднем крупная корпорация тратит на благотворительность не более 1% от чистой
прибыли. Участвуют все, но по-разному — софинансированием, поощрением
волонтерства, социальным тимбилдингом, Pro bono (оказание волонтерами из
юридических компаний бесплатных консультаций НКО).
"Многие иностранные компании, существуя уже десятки лет, понимают, что кризисы были, есть и будут, а благотворительность все равно должна быть как часть корпоративной культуры, как способ повышение лояльности сотрудников и в конечном итоге как средство капитализации", — говорит исполнительный директор БФ "Дорога вместе" (United Way) Татьяна Задирако (г. Москва).
"Многие иностранные компании, существуя уже десятки лет, понимают, что кризисы были, есть и будут, а благотворительность все равно должна быть как часть корпоративной культуры, как способ повышение лояльности сотрудников и в конечном итоге как средство капитализации", — говорит исполнительный директор БФ "Дорога вместе" (United Way) Татьяна Задирако (г. Москва).
У российского бизнеса помимо выхода на международный рынок
причиной занятия благотворительностью может стать личный мотив
руководителя или стейкхолдеров. В зависимости от размера и уровня компании
масштабы участия тоже разные. Например, Сбербанк, как государственная компания,
показывает пример другим. Он не только поддерживает учреждения культуры,
жертвует на развитие медицины, науки, спорта, возрождение историко–культурных
памятников, но и помогает собирать частные пожертвования БФ "Подари жизнь"
посредством банковской карты, размещает информацию об организации в регионах.
"Пивоваренная компания Балтика" в 2009 году направила на социальные и
благотворительные проекты 126 млн рублей, у Росбанка существует грантовая
программа для некоммерческих проектов, а у Группы "Илим" и "Гранд Отеля
Европа" — корпоративные благотворительные фонды. По инициативе бывшего
управляющего отелем Томаса Нолла с 2006 года в отеле была запущена
программа по приему на работу юношей и девушек из социальных учреждений.
Многие компании оказывают помощь своей продукцией,
предоставляют свою территорию НКО для проведения акций и сбора средств.
Так, ежегодный фестиваль "Добрый Питер" проводит в сети гипермаркетов "Лента" и
"О’Кей" акции "Банка" и "Купил–отдал". В сети магазинов "Кроха" при покупке
товаров, отмеченных стикерами, часть прибыли идет на лекарства для детей,
больных раком. Причем магазин и его поставщики отказались от части своей
прибыли, так что это не отразилось на стоимости товара. Компания Lush пошла еще
дальше. Она взяла на себя расходы по производству, транспортировке и импорту
одного продукта, а вся выручка от его продажи (за вычетом НДС) направляется на
благотворительные проекты. В России это Байкальский заповедник и
Социально–реабилитационный центр Российского Красного Креста для
несовершеннолетних девочек в Петербурге.
Особо охотно бизнес поддерживает различные городские мероприятия. Но такие
проекты по мнению генерального директора ЗАО "ЮИТ Лентек" Михаила Возиянова,
являются спонсорскими, а не благотворительными . "Каждая компания решает для
себя, есть ли у нее прежде всего желание заниматься благотворительностью,
ресурсы, готовы ли ее сотрудники участвовать в социальных проектах и будет ли им
это действительно интересно. Добровольное участие компании в благотворительных
программах позволяет судить об общественной зрелости бизнеса", считает он. Для
сотрудников дизайн–студии "Медиамама", участие в проекте "Помогать легко" БФ
"Адвита" стало поиском дополнительных смыслов в работе. "Занимаясь только
бизнесом, поневоле начинаешь задумываться: кому это нужно, по большому счету?
Какая польза от нас обществу? Чем больше у нас будет возможностей помогать друг
другу, тем больше будет возможностей для развития", — объясняет директор
студии Кирилл Астахов.
По мнению директора филиала банка HSBC в Петербурге Юлии
Топольской, у многих есть желание помогать, но человек может быть занят, не
знать, куда обратиться, или просто стесняться. "Так же и я к этому пришла. У
меня есть несколько друзей, партнеров, клиентов, которые помогают в частном
порядке, и они периодически кидают клич по сбору средств. Я всегда участвую,
потому что, работая с утра до вечера, у меня нет времени предпринять что–то
самой: должен быть моторчик, вокруг которого все закручивается. В нашей команде
это банк, который не просто сам перечисляет деньги, но и дает возможность людям
поучаствовать в процессе. И все откликаются".
Кризис стал толчком для новых форм участия бизнеса в помощи
нуждающимся. Все большее количество компаний поддерживают инициативу
"Благотворительность вместо сувениров" и передают новогодние подарочные бюджеты
на социальные проекты. Идею соединения корпоративного спорта и
благотворительности подхватили фонды "Теплый дом" и "Милость". Два турнира по
мини–футболу, прошедших в городе этой весной, собрали 19 команд и 850 тыс.
рублей. Стали появляться проекты по корпоративному волонтерству. Добровольцы из
банка HSBC проводят уроки экологической и финансовой грамотности в школах,
сотрудники Банка ВТБ на собственные средства сажают кусты в Александровском
саду. Прошедшей осенью в ряде компаний Петербурга прошла эстафета "Передай тепло
ребенку!" — сотрудники жертвовали деньги и вещи для подопечных фонда
"Теплый дом". На территории нескольких детских домов в Ленобласти появились
фруктовые сады, которые при поддержке БФ "Милость" посадили волонтеры из сети
мини–отелей Valka Hotels Group и "ЕМС" вместе с воспитанниками.
Часто компании упрекают за занятие благотворительностью ради PR.
Но результатом может быть разве что некоторая лояльность со стороны
местной администрации, так как СМИ не называют организаторов и партнеров
социальных акций.
По–настоящему серьезной претензией к донорам является
желание сделать все самим и напрямую. Вследствие чего в центре внимания
оказывается симптом, а не проблема, его порождающая, что в конечном итоге
отражается на эффективности. "Все готовы повторять, что надо давать человеку не
рыбу, а удочку, но тот, кто хочет дать удочку, должен подумать: а есть ли рядом
река, хочет ли человек ловить, ест ли он рыбу и т.д. Как правило, жертвователь
не хочет отвечать на эти вопросы. И здесь важно уважать его стереотипы, но не
соглашаться с ними и разъяснять", — считает Ольга Алексеева, директор CAF
Global Trustees, подразделения Charities Aid Foundation (Великобритания).
Необходимо партнерство бизнеса и НКО, которые являются
экспертами в своей теме, а не "попрошайками" или ненужными посредниками, как
часто их воспринимают корпоративные жертвователи. Причиной тому — недоверие
из–за отсутствия информации, но ведь при выборе партнера по бизнесу компания
подходит к вопросу ответственно и взвешенно. Почему бы так же не поступить и с
НКО?
Наталья Каминарская,
исполнительный секретарь "Форума Доноров"
исполнительный секретарь "Форума Доноров"
"Сфера благотворительности, как и любая деятельно
сть, развивается по определенным
правилам, они известны и приняты в мире. Часть этих правил закреплена в законах,
другая — на уровне саморегулирования, этических кодексов и других
документов. В России законы часто не выполняются, а заменяются не прописанными
правилами; отдельные организации или лица также имеют собственные сложившиеся
договоренности с государством. В таких условиях государство у нас может
позволить себе сказать: "На такой–то проект необходимо столько–то средств,
сдавайте нам, мы будем их тратить, так как лучше знаем, как их использовать".
Или когда в одном городе губернатор решает построить фонтаны и
благотворительностью становится постройка фонтанов. В результате получилась некая параллельная реальность, в которой существуют
благотворители, НКО, граждане, решающие какие–то реальные социальные проблемы, и
официальные органы, которые этого не видят. Пользуясь нашей терминологией и
подходами, они создают собственные НКО, наделяют их полномочиями, средствами,
склоняют жертвовать туда бизнес. Государство должно не пользоваться рэкетовыми
методами, а создавать условия для развития благотворительности, чтобы там, где
его обязательств не хватает, общество могло само сгенерить недостающее —
понять важность и придумать, как это сделать. Движение в этом направлении есть,
но оно не повсеместное. Существует уже "Концепция развития благотворительности и
добровольчества в РФ", Закон о целевых капиталах, введен новый статус "социально
ориентированных НКО". Это правильные шаги, но часто подобные вещи остаются
недотранслированными, недостаточно представленными в информационном поле и
малоизвестными заинтересованным сторонам, в чем виноваты и государство, и сами
НКО.
Нечего лукавить, благотворительность для бизнеса в числе прочего — один
из инструментов Government Relations (GR). Компания хочет показать власти, что
она лояльна. Главное для компании помнить, что у них есть выбор — делать
или не делать, а также — что делать. Крупный бизнес может себе
позволить выполнить ожидания власти и сделать еще то, что им кажется правильным,
у мелкого и среднего таких возможностей значительно меньше. Поэтому необходимо
объединяться в ассоциации для отстаивания своих интересов. Если мы не будем
развивать саморегулирование, выстраивать общие цели и задачи, у нас так и будет
вертикальный контракт с государством, а не общественный договор".
Даниил Бриман,
вице–президент по корпоративным вопросам ОАО "Пивоваренная компания
"Балтика""
"Занимаясь благотворительностью, компания "Балтика" не рассчитывает на
увеличение доходов компании или на получение каких–то дополнительных
преференций. Мы работаем абсолютно открыто, не боимся контролирующих органов и
не покупаем себе таким образом "проездной билет", не "замаливаем грехи". Для нас
благотворительность не "откуп", а часть деятельности успешной компании. Да, к
нам обращаются городские и региональные власти с просьбой о помощи какому–нибудь
социальному проекту. Но я не помню случая, когда бы нам ставили это в качестве
ультиматума и когда бы мы соглашались, не видя в этом необходимости. В данном
случае мы рассматриваем рекомендации органов государственной власти как лучшую
информированность относительно существующих проблемных зон. Когда это сочетается
с нашей идеологией, возможностями и политикой, тогда мы поддерживаем подобные
проекты. Но не всегда, и не только их.
Рассчитываем ли мы на общественную огласку и признание? Скажем так, мы этого
не исключаем, но специально активно не пиарим. Как говорится, "Делай добро и
клади его в короб". В какой–то нужный момент это сыграет свою роль.
Если рассматривать благотворительность как инструмент построения репутации компании с целью достижения внешнего эффекта, особенно в краткосрочном периоде, то это очень длинный путь, и он, безусловно, дороже, чем PR–кампании. Дирекция по PR могла бы "свернуть горы", если бы располагала хотя бы сопоставимым бюджетом с тем, который мы тратим на благотворительность. Это скорее образ жизни компании, ее эмоциональная составляющая. В конце концов, политика компании формируется людьми, которые в ней работают. Наверное, у нас такое мировоззрение — нельзя быть успешным отдельно от других. Если ты успешен, значит, как минимум необходимо создавать позитивное пространство вокруг себя. Компания — это субъект, который зависит от общественной среды так же, как и она от нее. Тем более мы выпускаем продукт народного потребления, который находится в зоне риска с точки зрения нерегулируемого распространения и продажи. Социальная ответственность и подходы должны быт ь взвешенными и продуманы на несколько шагов вперед".
Если рассматривать благотворительность как инструмент построения репутации компании с целью достижения внешнего эффекта, особенно в краткосрочном периоде, то это очень длинный путь, и он, безусловно, дороже, чем PR–кампании. Дирекция по PR могла бы "свернуть горы", если бы располагала хотя бы сопоставимым бюджетом с тем, который мы тратим на благотворительность. Это скорее образ жизни компании, ее эмоциональная составляющая. В конце концов, политика компании формируется людьми, которые в ней работают. Наверное, у нас такое мировоззрение — нельзя быть успешным отдельно от других. Если ты успешен, значит, как минимум необходимо создавать позитивное пространство вокруг себя. Компания — это субъект, который зависит от общественной среды так же, как и она от нее. Тем более мы выпускаем продукт народного потребления, который находится в зоне риска с точки зрения нерегулируемого распространения и продажи. Социальная ответственность и подходы должны быт ь взвешенными и продуманы на несколько шагов вперед".
Владимир Свиньин,
председатель правления ООО "Охта Групп", генеральный директор ООО "Управляющая компания "Свиньин и Партнеры", член Попечительского совета БФ "Теплый дом"
председатель правления ООО "Охта Групп", генеральный директор ООО "Управляющая компания "Свиньин и Партнеры", член Попечительского совета БФ "Теплый дом"
"На мой взгля
д, личная благотворительность
владельца или менеджера компании и корпоративная благотворительность — это
по сути разные вещи. Компании в рыночной экономике создаются и существуют для
реализации конкретных целей — выпуска продукции, оказания услуг, реализации
замыслов и т.д.. Основные критерии их оценки имеют денежное выражение —
выручка, прибыль, капитализация. И решение, заниматься ли компании
благотворительностью, — это сугубо деловая, "менеджерская" задачка на тему:
"Каким из 400 способов улучшить показатели". Да, это очень благородное и
правильное средство. Оно улучшает имидж компании, создает хорошую атмосферу в
коллективе, и все же оно необходимо для достижения собственных задач. Мотивы
компаний, занимающихся благотворительностью, небескорыстны, но обвинять их в
меркантильности — все равно что винить акулу в том, что она хочет кушать. А
вот общество должно быть заинтересовано в том, что бы привить компаниям,
работающим в городе, определенные стандарты ведения бизнеса, включающие обычай
заниматься благотворительностью. Денег в городе больше не станет, но
обездоленных поубавится. И жить в городе станет лучше. Что касается причин, по которым руководители компаний занимаются
благотворительностью в частном порядке, то они более разнообразны, многогранны и
переменчивы, поскольку люди постоянно перетекают из материального мира в мир
эмоций. У бизнесменов, безусловно, может присутствовать и деловая выгода,
например улучшение имиджа, но при этом основным посылом все же будет чувство
долга, жалость, сострадание. Хотя, конечно, возможны и другие причины, например,
чувство вины, страха. И здесь я согласен, что совершение пожертвований —
знаний, времени, денег — действительно является одним из инструментов
улучшения своей судьбы".