Топливный рынок Петербурга меняет хозяина

Правительство Петербурга 20 января заключило соглашение о намерениях с АОЗТ "Петербургская топливная компания" ("ПТК"). Тем самым компания, учрежденная крупными городскими предприятиями, сделала еще один шаг к захвату рынка нефтепродуктов в Петербурге.

Правительство Петербурга 20 января заключило соглашение о намерениях с АОЗТ "Петербургская топливная компания" ("ПТК"). Тем самым компания, учрежденная крупными городскими предприятиями, сделала еще один шаг к захвату рынка нефтепродуктов в Петербурге.
"ДП" уже писал о намерении петербургских властей получить в распоряжение города контрольный пакет акций нефтесбытовых предприятий - АО "Нефто-Комби" (115 автозаправочных станций), АО "Нефтебаза "Ручьи" и АО "Красный нефтяник" (см. "ДП" N2 за 1995 г.). Эти акции, пока еще принадлежащие нефтяной компании "Сургутнефтегаз", будут отданы в траст одной из петербургских компаний. Наиболее вероятный претендент - "ПТК", которая в таком случае окончательно закрепит за собой контроль над нефтесбытовым сектором города.
Ставка на самих себя
"ПТК" образована 13 сентября 1994 года. В число 21 учредителя компании вошли город, область, АО "БМП", АО "СЗРП", АО "Морской порт СПб", авиационное предприятие "Пулково", АСО "Русь". Равные с ними доли акций "ПТК" получили все нефтесбытовые предприятия города и Ленобласти, до сих пор входящие в состав НК "Сургутнефтегаз". На каждого учредителя пришлось по 4,76% уставного капитала. Однако с учетом крупных пакетов города в уставном капитале многих учредителей, мэрия СПб и правительство Ленобласти фактически создали подконтрольную им нефтесбытовую компанию. Во главе "ПТК" встали бывший начальник Государственной налоговой инспекции Петербурга Дмитрий Филиппов и уволившийся в 1994 году из "Сургутнефтегаза" Герман Макаров.
Новый хозяин начал с базы
18 ноября 1994 года "ПТК" заключила десятилетний договор аренды с АО "Нефтебаза "Ручьи", задолжавшим ГНИ и поставщикам более 10 млрд рублей. Арендная плата по договору составила $180.000 в год. Этим удачным ходом "ПТК" приобрела контроль над 80% складских топливных мощностей города (75.000 тонн). В тот же день АО "Нефто-Комби" передало "ПТК" в аренду семь автозаправочных станций. По мнению представителей НК "Сургутнефтегаз" в Петербурге, "ПТК" арендовала базу незаконно. Акционеры "Ручьев" - сама "Сургутнефтегаз" и несколько коммерческих нефтесбытовых фирм - до последнего момента ничего не знали о договоре аренды. Кроме того, они считают ежемесячную арендную плату в $15.000 слишком заниженной, поскольку прибыль "Ручьев" за такой же срок может составлять не меньше $150.000. "Договор аренды составлен на законных основаниях. Арендатор не обязан оповещать о нем акционеров", - говорит генеральный директор "ПТК" Герман Макаров.
Кризис помог
Активность "ПТК" совпала с пиком декабрьского топливного кризиса в Петербурге. Хозяин большинства городских АЗС - "Нефто-Комби", чья кредиторская задолженность достигла к этому времени 8,1 млрд рублей, снизил ежемесячный объем реализации бензина на 40%. В январе бензин был только у нескольких коммерческих структур - арендаторов "Нефто-Комби", имеющих оборотные средства, - "Фаэтон", "Арис", "Петро-Сервис" и других. За счет их поставок мэрия с грехом пополам обеспечивала топливом хозяйственный транспорт города. Вину за "бензиновый кризис" власти Петербурга возложили на Северо-Западный департамент "Сургутнефтегаза", координирующий деятельность "Нефто-Комби", нефтебаз "Ручьи" и "Красный нефтяник". К этому моменту "ПТК" уже сформировала по договорам аренды готовую структуру для хранения и продажи нефтепродуктов в Петербурге, а также получила гарантии финансовой помощи со стороны властей (по данным экспертов, для обеспечения потребностей Петербурга в бензине требуется ежемесячный оборот не менее 30 млрд рублей).
У коммерсантов нет выбора
Большинство частных фирм, торгующих топливом, арендуют АЗС у "Нефто-Комби" и используют "Ручьи" для хранения закупленного бензина. По мнению руководителей этих фирм, сопротивление растущему влиянию "ПТК", опирающейся на мэрию, означало бы для них разорение. При этом частные коммерсанты, "закрывшие" в ноябре-декабре свыше 50% общего объема поставок топлива в Петербург, до сих пор сохраняют, по крайней мере, номинальную независимость как от мэрии, так и от НК "Сургутнефтегаз".
Большие планы
"Когда в 1992 году Указом Президента РФ контроль за нефтесбытовыми предприятиями Петербурга был передан НК "Сургутнефтегаз", руководство компании обещало инвестировать сюда крупные суммы. Однако деньги осели в Сургуте", - говорит глава "ПТК" Герман Макаров. По словам Макарова, ближайшая цель "ПТК" - наладить обеспечение Петербурга нефтепродуктами. Только предприятиям - учредителям "ПТК" их требуется около 4 млн тонн в год. Весь же город, включая частных автовладельцев, ежедневно потребляет 2.000-3.000 тонн бензина. Планы "ПТК" отличаются большой смелостью. Компания вместе с территориальными администрациями Северо-Запада планирует создать государственный топливный концерн и таким образом получить контроль над топливным рынком в масштабе всего региона.