00:0024 января 199500:00
58просмотров
00:0024 января 1995
Правительство Петербурга 20 января заключило соглашение о намерениях с АОЗТ "Петербургская топливная компания" ("ПТК"). Тем самым компания, учрежденная крупными городскими предприятиями, сделала еще один шаг к захвату рынка нефтепродуктов в Петербурге.
Правительство Петербурга 20 января заключило соглашение о намерениях с АОЗТ
"Петербургская топливная компания" ("ПТК"). Тем самым компания, учрежденная
крупными городскими предприятиями, сделала еще один шаг к захвату рынка
нефтепродуктов в Петербурге.
"ДП" уже писал о намерении петербургских
властей получить в распоряжение города контрольный пакет акций нефтесбытовых
предприятий - АО "Нефто-Комби" (115 автозаправочных станций), АО "Нефтебаза
"Ручьи" и АО "Красный нефтяник" (см. "ДП" N2 за 1995 г.). Эти акции, пока еще
принадлежащие нефтяной компании "Сургутнефтегаз", будут отданы в траст одной из
петербургских компаний. Наиболее вероятный претендент - "ПТК", которая в таком
случае окончательно закрепит за собой контроль над нефтесбытовым сектором
города.
Ставка на самих себя
"ПТК" образована 13 сентября 1994
года. В число 21 учредителя компании вошли город, область, АО "БМП", АО "СЗРП",
АО "Морской порт СПб", авиационное предприятие "Пулково", АСО "Русь". Равные с
ними доли акций "ПТК" получили все нефтесбытовые предприятия города и
Ленобласти, до сих пор входящие в состав НК "Сургутнефтегаз". На каждого
учредителя пришлось по 4,76% уставного капитала.
Однако с учетом крупных
пакетов города в уставном капитале многих учредителей, мэрия СПб и правительство
Ленобласти фактически создали подконтрольную им нефтесбытовую компанию. Во главе
"ПТК" встали бывший начальник Государственной налоговой инспекции Петербурга
Дмитрий Филиппов и уволившийся в 1994 году из "Сургутнефтегаза" Герман
Макаров.
Новый хозяин начал с базы
18 ноября 1994 года "ПТК"
заключила десятилетний договор аренды с АО "Нефтебаза "Ручьи", задолжавшим ГНИ и
поставщикам более 10 млрд рублей. Арендная плата по договору составила $180.000
в год. Этим удачным ходом "ПТК" приобрела контроль над 80% складских топливных
мощностей города (75.000 тонн). В тот же день АО "Нефто-Комби" передало "ПТК" в
аренду семь автозаправочных станций.
По мнению представителей НК
"Сургутнефтегаз" в Петербурге, "ПТК" арендовала базу незаконно. Акционеры
"Ручьев" - сама "Сургутнефтегаз" и несколько коммерческих нефтесбытовых фирм -
до последнего момента ничего не знали о договоре аренды. Кроме того, они считают
ежемесячную арендную плату в $15.000 слишком заниженной, поскольку прибыль
"Ручьев" за такой же срок может составлять не меньше $150.000.
"Договор
аренды составлен на законных основаниях. Арендатор не обязан оповещать о нем
акционеров", - говорит генеральный директор "ПТК" Герман Макаров.
Кризис
помог
Активность "ПТК" совпала с пиком декабрьского топливного кризиса в
Петербурге. Хозяин большинства городских АЗС - "Нефто-Комби", чья кредиторская
задолженность достигла к этому времени 8,1 млрд рублей, снизил ежемесячный объем
реализации бензина на 40%. В январе бензин был только у нескольких коммерческих
структур - арендаторов "Нефто-Комби", имеющих оборотные средства, - "Фаэтон",
"Арис", "Петро-Сервис" и других. За счет их поставок мэрия с грехом пополам
обеспечивала топливом хозяйственный транспорт города.
Вину за "бензиновый
кризис" власти Петербурга возложили на Северо-Западный департамент
"Сургутнефтегаза", координирующий деятельность "Нефто-Комби", нефтебаз "Ручьи" и
"Красный нефтяник". К этому моменту "ПТК" уже сформировала по договорам аренды
готовую структуру для хранения и продажи нефтепродуктов в Петербурге, а также
получила гарантии финансовой помощи со стороны властей (по данным экспертов, для
обеспечения потребностей Петербурга в бензине требуется ежемесячный оборот не
менее 30 млрд рублей).
У коммерсантов нет выбора
Большинство
частных фирм, торгующих топливом, арендуют АЗС у "Нефто-Комби" и используют
"Ручьи" для хранения закупленного бензина. По мнению руководителей этих фирм,
сопротивление растущему влиянию "ПТК", опирающейся на мэрию, означало бы для них
разорение. При этом частные коммерсанты, "закрывшие" в ноябре-декабре свыше 50%
общего объема поставок топлива в Петербург, до сих пор сохраняют, по крайней
мере, номинальную независимость как от мэрии, так и от НК
"Сургутнефтегаз".
Большие планы
"Когда в 1992 году Указом
Президента РФ контроль за нефтесбытовыми предприятиями Петербурга был передан НК
"Сургутнефтегаз", руководство компании обещало инвестировать сюда крупные суммы.
Однако деньги осели в Сургуте", - говорит глава "ПТК" Герман Макаров.
По
словам Макарова, ближайшая цель "ПТК" - наладить обеспечение Петербурга
нефтепродуктами. Только предприятиям - учредителям "ПТК" их требуется около 4
млн тонн в год. Весь же город, включая частных автовладельцев, ежедневно
потребляет 2.000-3.000 тонн бензина.
Планы "ПТК" отличаются большой
смелостью. Компания вместе с территориальными администрациями Северо-Запада
планирует создать государственный топливный концерн и таким образом получить
контроль над топливным рынком в масштабе всего региона.