Экспресс-перевозчикам наступают на пятки

Оборот экспресс-перевозчиков в России вырос в прошлом году на 25-35%. В то же время признанные лидеры в этой сфере бизнеса до сих пор не достигли докризисного уровня. Они были вынуждены поделиться заказами с новыми небольшими фирмами.

<BR><BR>Оборот экспресс-перевозчиков в России вырос в прошлом году на 25-35%. В то же время признанные лидеры в этой сфере бизнеса до сих пор не достигли докризисного уровня. Они были вынуждены поделиться заказами с новыми небольшими фирмами.<BR>Ценовая политика крупных российских и международных компаний (TNT, DHL, UPS, "Сити-Экспресс", "Руско") почти не изменилась в результате обвала рубля. Несмотря на то что платежеспособность заказчиков заметно снизилась, расценки на их услуги, выраженные, как правило, в долларах США, остались на прежнем уровне. В результате на рынке появились новые компании, имеющие более гибкую ценовую политику. <BR>"Крупные международные экспресс-перевозчики очень неповоротливы, когда речь идет о корректировке цен. И нет ничего удивительного в том, что их теснят новички", - рассуждает Валерий Чеховской, начальник отдела маркетинга и продаж Санкт-Петербургского филиала ООО "EMS Гарантпост".<BR><BR><B>Тактика внедрения</B><BR>Обычно новые предприятия начинают с того, что выбирают один из популярных маршрутов. Например, Петербург - Екатеринбург или Петербург - Калининград. За доставку по этим маршрутам они берут относительно низкую плату, которая на начальном этапе даже не покрывает издержки перевозчика. Такая политика привлекает клиентов. С ростом оборота себестоимость одной услуги сокращается. Поэтому, удерживая цены на низком уровне, новички достигают точки безубыточности, а затем набирают достаточное для рентабельного грузооборота количество заказчиков. <BR>Однако цена остается единственным преимуществом небольших компаний. Поэтому заказчики, отправляющие свою продукцию сразу в несколько регионов России, по-прежнему предпочитают работать с более дорогими перевозчиками.<BR>Тем не менее 20-30% сохранившихся после кризиса клиентов перешли к российским компаниям, которые предложили услуги по доставке за меньшие деньги. Монстры придерживали цены: видимо, надеялись, что все вернется на круги своя. Они просчитались.<BR><BR><B>На войне как на войне</B><BR>Некоторые представители гигантов экспресс-доставки называют действия малых предприятий не иначе как демпингом. "Устанавливать низкие цены на перевозку при существующих высоких затратах могут только компании, имеющие неофициальные источники доходов. Компании, которые не имеют подобных источников или не желают их иметь, не могут понизить цены без ущерба для сервиса. Цена перевозки складывается из общих условий, в которых работают все перевозчики: страховка, непосредственно транспортировка и курьерское вознаграждение. Поэтому цены у всех крупных компаний примерно одинаковые", - говорит Оксана Асанова, генеральный директор курьерской службы ООО "Руско-Питер".<BR>Однако в основной своей массе корифеи экспресс-доставки достаточно сдержанно относятся к происходящему на рынке. "Действительно мы ощущаем на себе ценовую политику малых компаний, но в очень незначительной степени. Они занимают, как правило, ограниченные ниши, например маршрут Петербург - Хельсинки. А с точки зрения сервиса, придерживаясь политики низких цен, они не могут составить нам конкуренцию", - уверяет Геннадий Фролов, PR-менеджер компании TNT (Россия).<BR>"О каком сервисе может идти речь, когда многие мелкие перевозчики пользуются услугами проводников в поездах", - вторит ему Оксана Асанова.<BR>Крупные петербургские экспресс-перевозчики имеют еще одно конкурентное преимущество. Они получили разрешение от Государственного таможенного комитета на упрощенную процедуру оформления грузов, что значительно облегчает им работу. Для мелких компаний это практически непреодолимый барьер. При отборе фирм для выдачи такого разрешения ГТК смотрит на объемы грузооборота. <BR><BR><B>Жажда реванша</B><BR>Небольшие отечественные перевозчики одержали временную победу. Однако крупные компании готовятся к реваншу. Например, TNT (Россия) в 2000 году планирует открыть офисы в Иркутске, Красноярске, Калининграде, Мурманске, Екатеринбурге. Аналогичные шаги, скорее всего, предпримут и другие лидеры рынка. Чтобы успешно работать в сфере экспресс-доставки, нужно владеть глобальными представительскими, транспортными и компьютерными сетями. Мелким фирмам это не по плечу. Поэтому им придется либо присоединяться к уже существующим корпорациям, либо объединяться с себе подобными. <BR>Уже сейчас зарубежные компании для доставки корреспонденции в некоторые регионы России пользуются услугами российских фирм. <BR>Вполне вероятно, что бизнес некоторых отечественных перевозчиков будет скуплен. Этот процесс неизбежен, поскольку покупка крупной корпорацией мелкой компании выгодна обоим участникам сделки. Гигант получает представительство и налаженную систему работы в регионе, а новичок вмиг становится частью всемирно известной фирмы и в связи с этим получает новые возможности для развития.