Интеллектуальный рост: как Петербург становится столицей моды

Автор фото: Фонд развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге

Мода и дизайн аккумулируют наибольшее число специалистов креативных индустрий.

Более 4,6 млн человек сегодня занято в креативной экономике страны (или 6,2% от общей численности занятых в стране). Такие данные приводит Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ. Весомая доля творческих работников сосредоточена в сфере моды, разработке программного обеспечения, а также в области рекламы и пиара. По данным аналитиков, только за последние 5 лет креативный сектор принёс в экономику страны 9,4 трлн рублей и порядка 2,3 трлн рублей приходится на индустрию моды и дизайна одежды.
Петербург всегда славился достижениями в креативном секторе. Сегодня он включает в себя не только дизайн, но ещё и архитектуру, литературу, видеоигры и любую интеллектуальную деятельность, которая в конечном счёте формирует не только добавленную стоимость продукта, но решает и другую важную задачу — формирование ценностного капитала. В развитии креативной индустрии одной из важнейших составляющих для города стала мода.
Так, недавно проект "Петербургский дизайн" подвёл итоги очередного набора. Как отмечают создатели и участники проекта, минувший, третий сезон стал наиболее успешным. Так, в 2024 году 200 локальных брендов получили возможность реализовать себя, а с 2022-го дизайнеры-участники открыли 13 собственных магазинов. К слову, в 2023-м в проекте участвовал 101 бренд, а в 2022-м — 100. По итогу третьего сезона 26 брендов получили возможность представить свою продукцию в мультибрендовых магазинах Петербурга и Москвы на льготных условиях.
Автор: Фонд развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге
"Проект стал важным инструментом по объединению представителей индустрии моды, ретейла, лёгкой промышленности, народно-художественных промыслов. Если на первом этапе он был призван снизить негативные последствия ухода международных брендов с регионального рынка, то в процессе реализации проект трансформировался в экосистему поддержки бизнеса в сфере лёгкой промышленности и дизайна. С начала реализации проекта "Петербургский дизайн" регион поддержал более 260 уникальных локальных брендов",— отметил врио председателя комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга Александр Ситов.
Автор: Фонд развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге
Как рассказали "ДП" в Фонде развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге, по итогам 2024 года на площадках проекта продали более 10 тыс. товаров, что на 40% больше, чем в 2023-м. При этом выручка за прошлый год с 1 м2 выросла на 45,6%. В профильном ведомстве отметили "ДП" и динамику второго сезона проекта по отношению к первому: прирост в выручке с 1 м2 в 2023 году по отношению к 2022 году составил 85,23%.
Но и это далеко не всё. Организаторы также сделали акцент на создании целой экосистемы для развития петербургских дизайнеров. Так, проект усилил обучающую программу для предпринимателей в сфере лёгкой промышленности при участии ведущих индустриальных образовательных учреждений: Британской высшей школы дизайна, Школы дизайна DH, Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна и других международных бизнес-экспертов. Кроме того, дизайнеры получили возможность представить свои капсульные коллекции в рамках модного показа SPBFW и Podium seasons. Как рассказали “ДП” в Фонде развития субъектов малого и среднего предпринимательства, сейчас проект “Петербургский дизайн” ожидает масштабное обновление и старт нового сезона.
Показ SPFW 2024
Автор: Сергей Ермохин

Основатель бренда одежды Gerrusi Родион Мальцев отметил в разговоре с "ДП", что участие в показе мод в рамках SPFW является большим подспорьем для бизнеса и вкладом в развитие имиджа. Собеседник подчеркнул, что сегодня, несмотря на объективные трудности с введением обязательной маркировки и увеличением издержек, модная индустрия в Петербурге оживает. Дизайнер отметил, что вокруг проекта "Петербургский дизайн" за последние 3 года сформировалось собственное сообщество, где профессионалы могут обсуждать отраслевые вопросы.
"В будущем, надеюсь, наша модная индустрия выйдет на новый уровень развития. Сейчас, на мой взгляд, важно усилить акцент на экономическом образовании дизайнеров и дать весь инструментарий, который поможет в ведении собственного бизнеса", — поделился Родион Мальцев.
"В текущем году проект, так же как и в прошлые годы, ждёт трансформация. Мы планируем не только продолжить размещение дизайнеров в офлайне в торгово-выставочных пространствах и мультибрендовых магазинах, но и открыть для дизайнеров новые каналы сбыта посредством интеграции с крупными маркетплейсами. Также запланирована новая акселерационная программа и проведение индивидуального аудита брендов", — комментирует директор Фонда развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге Валерий Береснев.
Автор: Фонд развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге
Ранее дизайнер и основатель бренда ToryZak Виктория Козак отметила в беседе с "ДП" , что участие в проекте помогает молодым специалистам стать частью сообщества, где можно обменяться опытом, где конкуренция и борьба не подавляют, а способствуют формированию дружественного комьюнити.