00:0006 апреля 200100:00
60просмотров
00:0006 апреля 2001
Впервые стали известны "святая святых" правоохранительных органов - фирмы, реализующие конфискованное имущество.
<BR><BR>Впервые стали известны "святая святых" правоохранительных органов - фирмы, реализующие конфискованное имущество.<BR>Северо-Западное отделение Российского фонда федерального имущества (РФФИ) уже провело первый тур конкурса среди компаний - претендентов на торговлю конфискатом. Победителями первого тура стали 56 компаний, из них 23 - петербургские. Заявки на участие в конкурсе подавала 81 компания. В первую очередь аккредитацию получали фирмы, имеющие рекомендации Министерства внутренних дел, таможенников, налоговых полицейских и других госорганов.<BR>Статус уполномоченных организаций по реализации арестованного имущества получат 500 компаний по всей России. На Северо-Западе таких уполномоченных продавцов будет не более 114. Предполагается, что это 44 петербургские компании и 12 из Ленобласти.<BR>Число уполномоченных компаний снизится по сравнению с тем периодом, когда арестованным имуществом торговал Федеральный долговой центр (ФДЦ), который упразднен в декабре 2000 года. <BR>На участие во втором туре конкурса подали заявки 130 организаций Северо-Запада. Из них Северо-Западное отделение РФФИ уже выбрало 58 организаций, сведения о которых направило на утверждение в РФФИ в Москву.<BR><BR><B>История процесса </B><BR>Ранее обращенное в доход государства имущество по соглашению с Министерством юстиции РФ и распоряжению Правительства РФ реализовывал ФДЦ. Аккредитацией продавцов конфиската на территории Петербурга и Ленобласти занимались соответственно петербургское и областное отделения ФДЦ. Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2000 года ФДЦ был ликвидирован. До создания долгового центра (январь 1998 года) реализовывали конфискат правоохранительные органы. Особенно активно в этом направлении работают таможня и Федеральная служба налоговой полиции РФ (ФСНП). И, хотя руководящие чины всех заинтересованных ведомств регулярно заявляли, что этот процесс для них обуза, на деле распродажа конфиската - дело рентабельное, и в первую очередь для посредников. Кроме того, при реализации конфискованного товара у каждого фискального органа свой почерк и свои комиссионеры (коммерческие фирмы, которые занимаются оценкой и распродажей конфиската).<BR>C 1998 года и по настоящее время обращение имущества в доход государства - задача Минюста РФ. Судебные исполнители, обращающие по решениям суда в доход государства конфискованное имущество, по своему усмотрению выбирают комиссионеров. Согласно федеральному законодательству, в пользу службы судебных приставов взимается 7% от суммы, на которую вынесено постановление об аресте. <BR>Удерживается этот сбор в первоочередном порядке, вне зависимости от того, на какую сумму фактически обеспечена приставами реализация. ФДЦ оставлял себе 5%, из которых уполномоченной компании доставалось от 0,5 до 2,5%.<BR>В связи с "непрозрачностью" рынка конфиската и его подконтрольностью силовым ведомствам централизованного контроля за суммами вознаграждения, которое получают продавцы обращенного в доход государства имущества, пока нет. Комиссионеры привлекаются на совершенно различных условиях, получая иногда до 25% от суммы сделки. Чтобы исключить сговор между судебным приставом и уполномоченным продавцом, РФФИ намерен добиться открытости торгов арестованным имуществом: организовывать продажи через открытые аукционы (раньше таким образом реализовывались только арестованные объекты недвижимости) и публиковать статистику арестованного и выставленного на продажу имущества в сети Интернет.<BR>В свою очередь, уполномоченные на продажу арестованного имущества компании должны быть заинтересованы в том, чтобы проводить аукционы, поскольку им обещана компенсация затрат на их проведение. За счет этого будет повышено вознаграждение: продавцы смогут получать до 15% от суммы реализованного конфиската.<BR><BR><B>Правовой провал</B><BR>Старт новой кампании по продаже имущества, обращенного в доход государства, задерживается из-за недоговоренности между РФФИ и Службой судебных приставов (см. "ДП" №58/2001).<BR>РФФИ еще в январе этого года направил главным приставам Петербурга и Ленобласти проекты соглашений. Однако даже по завершении первого тура аккредитации уполномоченных организаций госорганы не имеют согласованных и подписанных друг с другом документов.<BR>Кроме того, с момента ликвидации ФДЦ - 21 декабря 2001 года и до начала подписания РФФИ договоров с уполномоченными продавцами возник правовой провал. И сделки, проведенные в этот период, обиженные должники или покупатели конфискованного имущества могут оспорить в суде. Например, сделку по продаже арестованного за долги здания детского сада на Каменном острове уже оспаривает ГП "Ленинградский Северный завод".<BR><BR><B>Все в порядке</B><BR>Как заверяет заместитель Главного судебного пристава по Петербургу Константин Раев, острого конфликта между Северо-Западным отделением РФФИ и Службой судебных приставов по части реализации имущества должников не существует. Ведутся рабочие переговоры, направленные на устранение правовых разногласий. По словам Константина Раева, служба судебных приставов осуществляет исполнение решений судебных органов, что касается реализации имущества должников, то приставам все равно, кто получит аккредитацию на этот вид деятельности. <BR>Заместитель руководителя УМНС по Ленобласти Анатолий Захаров считает, что от перестановки слагаемых сумма не меняется. Тот факт, что право реализовывать арестованное или конфискованное имущество должника перешло из ФДЦ в РФФИ, еще не означает, что изменился сам механизм взыскания и реализации имущества. Механизм как раз остался прежним, и говорить, будет ли эффект от того, что поменялись структуры, преждевременно.