Саули Вялимаа не разочаровался в России за 30 лет

Финский перевозчик понял особенности национального бизнеса

<B>Финский перевозчик понял особенности национального бизнеса</B><BR> Финны научились использовать русских водителей, на которых можно не платить никаких социальных выплат. Их уже тысячи<BR> СПб. Работая в России, Саули Вялимаа застал одного за другим шестерых руководителей государства. <P> Он пережил крах клиринговой системы, распад СССР, "черный вторник" 1994 г. и "черный понедельник" 1998-го. Сейчас в возглавляемом им ЗАО "Саутек" с годовым оборотом в 3,5 млн евро работает около сотни грузовиков. Саули -- единственный иностранец из 160 сотрудников компании и успешно ведет борьбу со своими земляками-финнами за российский рынок. <P> -- В 1970-е гг. Финляндия была единственным западным партнером СССР. И компании, которые выходили на этот рынок, были под стать советским -- крупные и с государственным участием. Как Вам удалось затесаться среди этих монстров?<BR> -- Я приехал в Костомукшу в 1974 г. Мне было чуть больше 20 лет, и за плечами уже был опыт предпринимательства -- у отца со старшими братьями была небольшая автофирма в местечке Пелла. На каждого из нас приходилось по одному грузовику, мы были и водителями и грузчиками. Возили лес на местную фабрику.<BR> Я всегда интересовался техникой и на досуге сконструировал машину для увлажнения песка при дорожном строительстве. Прикупил еще несколько автомобилей и отделился от семейного бизнеса, строил дороги в финском Заполярье. Но там объем работ был маленький. Тут как раз объявили о контракте в Костомукше -- наши строили там горно-обогатительный комбинат и жилые массивы, искали субподрядчиков.<BR> Я подал заявку, где отрекомендовался самым быстрым поливальщиком Финляндии. Но меня "отшили", сказав, что слишком много прошу. А потом им показалось, что победитель тендера не справляется -- не успевает, и строители позвонили мне. В Костомукше компания сильно выросла, я стал заниматься и вывозом мусора, и уборкой снега. Работал там до конца строительства, а потом подался в Таллин на строительство порта. <P> -- Там тоже работали финны?<BR> -- Да, в СССР не было свободного рынка услуг, но определенные объекты отдавали финским подрядчикам. У нас эта информация появлялась, и я предлагал свои услуги всем строительным компаниям. В лучшие времена я был субподрядчиком на 12 объектах одновременно! В фирме тогда работало около ста человек, конечно, все финны. <P> -- Межгосударственные контракты ушли в прошлое вместе с "железным занавесом" и системой клиринга. Ушли из России и финские строители. А Вы остались, почему?<BR> -- Когда я работал на финских подрядчиков, я конкурировал с финнами... сейчас я их здесь не вижу. Конечно, после завершения последней крупной государственной стройки -- а это были военные городки для Западной группы войск, пришлось задуматься, что дальше? Было время Горбачева, и я верил, что Россия будет развиваться. Я был единственный, кто в это верил. Все мои русские друзья смеялись надо мной -- но она развивается, и даже быстрее, чем я думал. Тогда я зарегистрировал российскую компанию по всем законам и нормативам. <P> -- И как ощущения?<BR> -- Конечно, сначала было сложнее. Раньше вся бухгалтерия велась в Финляндии, она очень сильно отличается от российской. Здесь не было ни нормальной связи, ни инфраструктуры. Но потом мы подобрали опытных русских сотрудников, полностью укомплектовав штат предприятия. Сейчас у нас большой парк крупной строительной техники, которую мы сдаем в аренду со своими машинистами, а также собственные фуры и цистерны -- для международных перевозок. Сначала мы возили в основном "свои" товары, то есть стройматериалы и технику. Потом открыли таможенный терминал, склад временного хранения, возим все, что предлагают. Процентов 10 -- товары для иностранных компаний и их местных "дочек", остальные все российские. 14 лет мы вкладывались в свою площадку в Ольгино. Начали развивать еще и ремонтное направление, построили мойку, сейчас это самый оборудованный автопарк. Таких и в Финляндии не найти. <P> -- Участок -- собственность компании?<BR> -- Нет, мы его арендуем у города. Вот как раз характерный пример того, чем отличается бизнес в России. В Швеции или Финляндии город предлагает площадки тем, кто создает рабочие места. Площадки с готовой инженерной инфраструктурой, с коммуникациями за символическую плату. Помогают с покупкой техники, бюро занятости компенсируют часть затрат для новых компаний. Если бы здесь появилась такая культура -- Россия была бы самой богатой страной в мире. То, на что в Финляндии мы тратим 2 месяца, здесь делается за 3 года.<BR> С прошлого года у нас лежит заявка в Смольном, мы хотим прирезать себе земельный участок. Рассмотрение откладывалось уже 5 раз. На уровне районной администрации чиновники все понимают неплохо, но чем ближе к губернатору, тем больше начинают тормозить. <P> -- А с отраслевыми чиновниками Вам приходилось сталкиваться?<BR> -- В Финляндии министерство транспорта -- главный защитник перевозчиков, а в России таких защитников нету. В Минтрансе чиновники все время меняются. В результате российские транспортники страдают -- их облагают налогами и по ту и по эту сторону границы. <P> -- В десятилетней "войне" за рынок перевозок это дает финнам преимущества?<BR> -- Раньше ценовое преимущество было на стороне России, сейчас оно исчезает. Финны научились использовать русских водителей, на которых можно не платить никаких социальных выплат. Их уже тысячи. Второе -- транспорт у финнов больше по габаритам и грузоподъемности. Этого тоже добилось министерство. <P> -- Вы вынуждены противостоять на рынке своим же соотечественникам. Моральных проблем не возникает?<BR> -- Когда мы только зарегистрировали российское предприятие, его обычно идентифицировали с финскими транспортными фирмами. Только потому, что мы предлагали тот же уровень услуг. Сейчас все, что финны, что русские, предлагают примерно одно и то же. Я не чувствую к себе какого-то особого отношения.<BR> Мне нравится здесь работать. Русские очень большие интернационалисты, особенно с учетом того, что общество 70 лет было закрытым. Мне всегда все помогали. Бюрократия -- ну да, она есть. Но я искренне могу предложить иностранцам приезжать сюда и работать. Только нельзя рассчитывать на легкий заработок. Здесь нет ничего готового, нужно вкладывать гораздо больше энергии. <P> -- Так все-таки национальные особенности заметны?<BR> -- Все зависит от точки зрения. Люди здесь привыкли работать по-другому. Требуется больше внимания уделять сырью, материалам. Там, где финн израсходует 3 кг, русскому понадобится 10. Но люди здесь трудолюбивые, здоровые морально. Мы нашли и рабочих и служащих, у которых работают не только руки, но и мозги.<BR> В Финляндии это было бы сложнее, там хороших специалистов нужно долго искать. Я стараюсь привнести в нашу работу то "финское", что считаю лучшим. Конечно, как руководитель я всегда недоволен... <P> -- Почему Финляндия -- "эксперт по России" -- отстает от других западных стран по величине инвестиций в российскую экономику?<BR> -- Здесь есть финские предприятия. Но одна из главных проблем -- защита инвестиций. Это постоянный тормоз, и финны ждут решения этой проблемы. У всех страх -- не поменяется ли политика со сменой правительства.<BR> Финские компании относительно небольшие, менеджеры у них "ближе" к владельцам, значит, на них и ответственность больше.<BR> Конечно, интернациональные корпорации могут вкладываться в большие рискованные проекты. Им важна не прибыль, а новые рынки. Мы себе такого не позволяем. <P> <B>Цифры</B><BR> <B>Динамика товарооборота</B><BR> между Россией и Финляндией, $ млн в текущих ценах <P> <B>Товарооборот Экспорт России Импорт России</B><BR> Стоимость в % Стоимость в % Стоимость в %<BR> 1997 5401 +14,5 2412 +7,7 2989 +20,7<BR> 1998 4711 -12,8 2127 -11,8 2584 -13,6<BR> 1999 3998 -15,1 2286 +7,5 1712 -33,8<BR> 2000 5165 +29,2 3181 +39,1 1984 +15,9<BR> 2001 5586 +8,0 3066 -4,0 2520 +26,0<BR> 2002 6351 +13,7 3398 +10,8 2953 +17,2<BR> 2003<BR> (янв.-<BR> июль) 4936 +45,4 2900 +57 2036 +31,5 <P> Источник: таможенная статистика Финляндии