Рынок сувенирной продукции растет в среднем на 20% в год. Немалую долю прироста обеспечивают бизнесмены, активно заполняющие свои кабинеты символами богатства и успеха.
По словам Ирины Садовой, аналитика компании «ЭКРО-RG», объем рынка сувениров
в Петербурге в 2006 г. оценивался примерно в $17-18 млн, в 2007 г. - в $22-25
млн. Удивительно, но факт: бизнесмены и руководители, люди прагматичные до мозга
костей, готовы тратить на свои суеверия немалые деньги. По словам специалистов,
подсчитать, сколько в среднем бизнесмены тратят на покупку различных талисманов
и оберегов, сложно. Но судя по тому, что офисы некоторых бизнесменов больше
напоминают китайскую лавку, они вносят свою лепту, причем немалую, в рост рынка
сувенирной продукции.
Освящать бизнес-объекты и организовывать офисы и кабинеты по фэн-шуй вообще
стало почти будничным делом. И при этом не самым дешевым. Так, процедура
освящения офиса православным священником обходится бизнесменам в сумму от 10
тыс. до 50 тыс. рублей. По словам Светланы Беляевой, ведущего специалиста Центра
классического фэн-шуй «Линия Ци», стоимость организации пространства по этой
методике зависит от разных обстоятельств и колеблется от 300 рублей до 1000
рублей за 1 м2.
«Примерно 25% заказов приходится на организацию бизнес-пространства. Это не
только кабинеты и офисы, но и рестораны, и даже выставки, - рассказывает
Светлана Беляева. - Однако фэн-шуй не имеет отношения к религии. Это просто
эффективная организация пространства, и ничего больше. Есть случаи, когда
бизнесмены, сначала организовав офис по фэн-шуй, приглашают батюшку, для того
чтобы освятить его».
«Нередко к фэн-шуй обращаются люди, у которых после переезда в другой офис
начались движения в худшую сторону, при том что все бизнес-составляющие
работают, как и раньше, - поясняет Татьяна Кудрявцева, специалист по фэн-шуй. -
После реорганизации пространства начинается улучшение. Кстати, к фэн-шуй все
чаще стали прибегать мужчины». По ее словам, фэн-шуй - это всегда изменение
пространства. А то, что часто называют фэн-шуй, например денежных жаб и
колокольчики, на самом деле не имеет к нему прямого отношения.
Тем не менее экспансия в кабинеты топ-менеджеров и бизнесменов статуэток
китайского бога богатства - Хотея, различных тотемных масок и фигур тотемных
животных, камней от сглаза в самом разгаре. «На мой взгляд, самая важная причина
популяризации различных талисманов - в снижении чувства безопасности, - говорит
Татьяна Кузнецова, врач-психотерапевт, ведущий специалист Института
психологического консультирования «Новый век». - Люди сегодня подвергаются
сильной фрустрации. Обложиться оберегами - это элементарная психологическая
страховка. Подсознательно хочется найти некий предмет, особенно если
какой-нибудь знакомый обозначил его как предмет работающий, чтобы эту
безопасность как-то поддержать».
Кроме того, отмечает Татьяна Кузнецова, руководители постоянно находятся в
состоянии стресса. А когда человек попадает в стресс и не может рационально
объяснить причины его возникновения, то в определенный момент рациональное
мышление замещается тем самым символическим. И поэтому в стрессе человек ищет
символы, талисманы. «Благоприятную почву для этого создают колдуны, ворожеи с
предложениями навести порчу, снять сглаз», - считает Татьяна Кузнецова. А вот от
этого человек никак не может защититься, кроме как символически. Так как с
научной точки зрения эти порчи ни опровергнуть, ни подтвердить нельзя. Так же
как нельзя научно опровергнуть или подтвердить силу и эффективность талисманов и
оберегов».
Татьяна Кудрявцева уверена: мысли материальны. «Насколько мы верим в то, что
жаба принесет нам доход, настолько она и будет работать. А если мы ее поставим
на стол ради моды, то и денег вряд ли дождемся», - говорит она. - Размещая по
кабинетам талисманы, приносящие деньги, удачу и прочие блага, нужно четко знать,
чего мы хотим и для чего нужно заработать эти самые деньги. Если мы просто хотим
иметь деньги вообще, то вряд ли талисманы будут работать на обогащение".