16:5319 января 200916:53
70просмотров
16:5319 января 2009
Количество грузовиков, пересекших границу России и Финляндии в 2008 году впервые превысило миллион. В наступившем году эксперты и участники рынка прогнозируют снижение перевозок на 20-25% в связи с кризисом.
В декабре 2008 года впервые в истории Выборгской таможни
российско-финляндскую границу пересек миллионный грузовик. Как сообщает
пресс-служба Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ), всего за прошлый
год через международные автомобильные пропускные пункты "Торфяновка",
"Брусничное" и "Светогорск" проследовало около 1 млн 5 тыс. большегрузных машин,
что на 5,5% больше, чем в 2007 году (тогда через границу проследовало 950 тыс.
грузовых автомобилей). Основной поток грузового транспорта приходится на
крупнейший в Северо-Западном регионе таможенный пост "Торфяновка" - почти 470
тыс. грузовиков.
Интерес к поездкам между Россией и Финляндией возрос и у
частных лиц. Так, по данным СЗТУ, в 2008 году через автомобильные пункты
пропуска Выборгской таможни прошло почти 1,7 млн легковых автомобилей, что на
10% больше, чем в 2007 году, а количество автобусов выросло на 18,8% до 46
тысяч. Всего же российско-финляндскую границу через пропускные пункты
"Торфяновка", "Брусничное" и "Светогорск" пересекло 6,6 млн человек, что на
18,5% больше показателей 2007 года.
В Ассоциации международных автомобильных
перевозчиков(АСМАП)
отмечают, что прошлый год показал все те же проблемы, связанные, в основном, с
отставанием приграничных технологий: от таможни до состояния дорожной
инфраструктуры. Например, о необходимости реконструкции и расширения участка
дороги между "Торфяновкой" и госграницей протяженностью всего 1,8 км говорится с
2005 года.
"Практика показывает, что необходимо расширение существующих
погранпереходов и строительство новых", - отмечает заместитель начальника
Северо-Западного представительства АСМАП Константин
Шаршаков. Перевозчики уже два года отстаивают необходимость строительства
нового перехода, такая возможность существует в 20 км севернее "Торфяновки".
Если появится еще один пропускной пункт, то можно будет ввести специализацию -
например сделать один из переходов полностью пассажирским, а на другом -
расширить зону для оформления грузового транспорта.
Попытки ввести специализацию были сделаны в прошлом году. В
мае оформление автомобилевозов стало возможно только на "Брусничном" и
"Светогорске". Это была вынужденная мера, связанная с необходимостью разгрузить
"Торфяновку". Однако большое удаление и сложный профиль дороги к "Брусничному" и
"Светогорску" вызвали недовольство со стороны как российских перевозчиков, так и
финских властей.
Прогнозы на 2009 год перевозчики делают пока неохотно,
отмечая, что необходимо дождаться февраля. "Январь и в лучшие времена был не
показательным месяцем, а сейчас - тем более", - говорит генеральный директор ЗАО "Матрален"
Иван Заметалин. По его словам, объем перевозок сократился по сравнению с январем
2007 года на 50%. В первую очередь кризис еще в конце прошлого года отразился на
перевозках легковых автомобилей, спрос на которые значительно упал, в результате
чего на конец декабря в Финляндии скопилось более 60 тыс. автомобилей.
Константин Шаршаков оценивает падение объемов перевозок в январе на уровне
20-25%: "Многие грузовладельцы еще не заключили все договоры".
Директор информационно-аналитического департамента
инвестиционной компании "Энергокапитал" Денис Демин считает, что общее сокращение
перевозок останется также на уровне 20-25%, причем падение коснется всей
номенклатуры грузов: автомобилей, строительных материалов, продуктов и товаров
народного потребления. Иван Заметалин также считает, что основной спад придется
на первый квартал, возможно он сохранится во втором, а в целом по итогам года
объем перевозок составит 75-80% от уровня 2008 года.
Наряду с финансовым кризисом, опасение перевозчиков вызывает
постановление Правительства РФ, которое расширило список государств, для
перевозчиков которых вводится плата за использование автодорог России, включив
туда в том числе Финляндию. Сейчас Россию и Финляндию связывает
межправительственное соглашение, по которому проезд перевозчиков обеих стран
осуществляется бесплатно. Если же в России начнут брать плату с финских
водителей грузовиков, то следует ожидать ответных мер с финской стороны. Если
учесть, что 80% грузовиков, курсирующих через границу - российские, и только 17%
- финские, то введенная мера приведет к экономическим потерям, прежде всего, для
российских компаний-перевозчиков.
Мария Мокейчева