06:4902 июня 200906:49
12просмотров
06:4902 июня 2009
Случилось то, чего давно ждали: американский автоконцерн General Motors (GM) прибег к защите закона о банкротстве.
Самый большой крах промышленной корпорации в истории США,
это событие привлекло внимание всего мира не только из-за размера потерь
кредиторов (десятки миллиардов долларов), сокращаемых рабочих мест (десятки
тысяч) или уровня принятия решений (президент США, канцлер ФРГ, правительство
Канады).
Этот шаг дает некоторое представление о том, как могут
развиваться события при неблагоприятном для мировой экономики раскладе. Согласно
плану Белого дома, на обломках "старой GM", на которую повесят все долги и
которую оставят разбираться с кредиторами, будет создана "новая GM", куда
перейдут все "хорошие активы", включая бренды Chevrolet и Cadillac. Инвесторы не
получат почти ничего.
Почти всеми акциями новой компании будут владеть
правительства США (60%) и Канады (12,5%), из-за этого "новую GM" уже прозвали
Government Motors - "Государственные моторы". Означает ли это, что в случае
банкротства корпорации под названием United States of America будет применен тот
же принцип, то есть хорошие активы сольют и переведут в новую корпорацию под
названием, скажем, NUSA, а инвесторам в ценные бумаги страны будет предложено
обратиться в нью-йоркский суд?
Как известно, самый лакомый кусок европейской части GM -
речь о компании Opel - приобретает консорциум с большим участием Сбербанка. Уже
прозвучали бодрые прогнозы о том, как это послужит на благо родного автопрома,
но вряд ли стоит проявлять в этом отношении чрезмерный оптимизм.
Читайте также:
General Motors глушит конвейер в России
Во-первых, битва за выгодные условия сделки еще только
начинается, хотя уже известно, что будет много жертв. Германия не даст новым
владельцам закрыть заводы у себя дома, а британский премьер тут же пообещал
соотечественникам, что не тронут и завод в Лутоне.
Нет сомнений, что и в других европейских странах вряд ли
удастся резко оптимизировать производство.
И в лучших обстоятельствах подобная покупка может
превратиться в печеную картофелину, которую и выбрасывать жалко, и удержать в
руках трудно. И потом, только Герман Греф, очевидно, знает имена
чудо-менеджеров, которые вывели на мировой уровень отечественный автопром и
теперь будут учить немцев, как им делать "опели".