План правительства Петербурга провести реформу на общественном транспорте и заставить всех перевозить пассажиров по единому тарифу потерпел фиаско. Единственное, от чего не намерен отступать Смольный, —это изгнание из города "газелей".
В ближайшие 5 лет автобусные перевозчики не откажутся от
коммерческих маршрутов. Идея Смольного перейти на единый социальный тариф из–за
кризиса потерпела фиаско.
В течение недели
комитет по транспорту
Петербурга объявит новый транспортный конкурс на право осуществления
пассажирских перевозок на 2011–2015 годы. Вопреки обещаниям чиновников,
масштабного реформирования рынка в ближайшие 5 лет не произойдет.
Как рассказал главный специалист отдела госзаказа комитета
по транспорту Петербурга Алексей Крюков, комитет временно решил отказаться от
единого тарифа и провести конкурс по старой схеме.
Между перевозчиками будут распределены социальные (работают
по социальному тарифу, который сейчас составляет 19 рублей) и коммерческие
маршруты (перевозчик сам определяет тариф). Затраты на социальные маршруты,
которые не покрывает плата за проезд, будут компенсировать за счет субсидий из
городского бюджета и прибыли от коммерческих рейсов.
"Мы также увеличили число лотов. Новые маршруты появятся в
Красносельском и Выборгском районах, где наиболее активно сейчас ведется жилая
застройка", — рассказал Алексей Крюков.
Сам конкурс должен был пройти еще осенью 2009 года. Комитет
тогда планировал начать полностью дотировать автобусные перевозки в городе и за
счет этого ввести единый тариф. Для перехода на эту схему, по подсчетам
участников рынка, комитету нужно тратить около 8 млрд рублей в год. Сейчас эта
сумма составляет около 700 млн рублей.
Единственное, что принципиально изменит новый
конкурс, — требования к автобусам. По личной просьбе губернатора Петербурга
Валентины Матвиенко с улиц города с 2011 года уйдут "газели". В городе будут
работать автобусы большой и средней вместимости со сроком эксплуатации не более
5 лет и экологичным двигателем (стандарт "Евро 3"), большинство из них должны
быть с низким полом.
Комитет в этом году потратил рекордную сумму на закупку 284
новых автобусов для ГУП "Пассажиравтотранс" (2,2 млрд рублей). Сейчас 20%
подвижного состава ГУП нуждается в обновлении, а в следующем году нужно будет
выводить из парка еще 20% автобусов. Если учесть, что всего у предприятия 1,5
тыс. автобусов, то в течение 2010–2011 гг. нужно будет заменить 600 автобусов.
Потратиться на обновление своего парка должны и частные перевозчики.
По итогам конкурса 2005 года право перевозить пассажиров в
городе получили помимо ГУП "Пассажиравтотранс" еще пять частных компаний (ЗАО
"ПТК", ОАО "Третий парк", ЗАО "Барс", ЗАО "Такси–2", ООО "Питеравто" и
аффилированное с ним ООО "Вест–Сервис").
Как рассказал исполнительный директор ООО "Питеравто" Павел
Сычев, компания планирует принять участие в новом конкурсе. На какое число лотов
будет претендовать перевозчик, станет ясно после появления официальной
конкурсной документации. "Для участия в конкурсе за последние 2 года мы обновили
более 80% наших автобусов", — отметил Павел Сычев. Компания приобрела около
2 тыс. новых автобусов.
О том, что рынок пассажирских перевозок сейчас нуждается в
серьезном реформировании, красноречивее всего говорят цифры произошедших
ДТП.
Как рассказал начальник станции технической диагностики
управления ГИБДД по Петербургу и Ленобласти Владимир Хватов, с начала года
автобусы "Третьего парка" участвовали в восьми ДТП (на три больше, чем за
аналогичный период 2009 г.), автобусы ПТК — в пяти ДТП (на четыре больше),
"Вест–Сервиса" — в одном (ранее не было), "Пассажиравтотранса" — в
трех ДТП (так же, как и в 2009 г.), а остальные перевозчики участвовали в шести
ДТП (на четыре больше).
"До 70% автобусов, которые приезжают для прохождения ГТО, не
проходят осмотр с первого раза", — рассказал он. По словам Владимира
Хватова, у каждого второго автобуса ПТК и каждого третьего автобуса "Питеравто"
выявляют проблемы с тормозной системой, а у каждого третьего автобуса ПТК и
каждого седьмого автобуса "Питеравто" — с рулевым
управлением.