Председатель Фонда содействия кредитованию малого бизнеса Петербурга Михаил Курицын рассказал, зачем фонд снизил ставки по микрокредитованию малого бизнеса с 19 до 12% и чем отличается микрозайм от потребительского кредита.
"ДП": Фонд содействия кредитованию малого бизнеса снизил
ставки по микрозаймам с 19 до 12% годовых. Фонд впервые снижает ставки с начала
своей работы. С чем это связано?
Михаил Курицын: Фонд начал деятельность по программе
микрофинансирования 1 февраля 2010 года. Решение о начале программы и об
установлении ставки в 19% годовых принималось в ноябре 2009 года, и на тот
момент такая ставка была среднерыночной.
Анализ деятельности Фонда за период с февраля 2010 года
показывает, что программа микрофинансирования востребована у предпринимателей.
Снижение ставки связано с изменениями на рынке кредитования и возможностью
уменьшить ставки по займам без ущерба финансовой стабильности фонда.
Основная задача фонда — сделать займы тем инструментом,
которым можно легко воспользоваться для развития своего бизнеса, и снижение
ставки сделает его еще доступнее для предпринимателей.
"ДП": Что вы ожидаете от такого снижения ставок?
Михаил Курицын: Заявленная ставка в 12% годовых на
сегодняшний день сопоставима с банковскими предложениями, а во многих случаях
даже ниже средней ставки на рынке кредитования. Переплата по займу в 600
тыс. рублей сроком на 1 год составит всего 6,6%. Это не более 39 711 рублей.
Такая процентная ставка и ряд существенных преимуществ
займов фонда дают возможность предположить, что программа будет востребована у
предпринимателей и поможет им получить дополнительные возможности для развития и
поддержки бизнеса с минимальными затратами.
"ДП": Какие еще новые программы для малого бизнеса фонд
запустил в последнее время?
Михаил Курицын: Фонд изначально создавался для конкретной
цели — совершенствования системы кредитования в Петербурге. Основными
видами деятельности фонда являются предоставление поручительств по кредитным
обязательствам предпринимателей, а так же, с февраля 2010 года, выдача
микрозаймов малому бизнесу.
Несмотря на то что другие виды деятельности фонда не предусмотрены,
мы стараемся улучшить нашу работу и открыли для этого специальный
раздел на сайте фонда, где предприниматели могут оставить свои пожелания,
выразить мнение о работе банков и поделиться опытом кредитования —
положительным и отрицательным.
Фонд готов, в свою очередь, рассматривать все пришедшие
обращения и жалобы в адрес банковских работников, систематизировать их,
выносить на обсуждение с представителями банков выявленные проблемы. Свои
предложения можно отправлять по адресу: help@credit–fond.ru или сотрудникам
фонда по факсу: 273–49–55.
"ДП": Что можно сказать о программе выдачи микрозаймов,
которую фонд запустил в феврале этого года?
Михаил Курицын: Программа предполагает выдачу займов малому
бизнесу, зарегистрированному в Петербурге, в размере до 600 тыс. рублей сроком
до 1 года под 12% годовых. Сумму до 100 тыс. рублей фонд готов выдать без
залога, на основании поручительства. Срок рассмотрения заявки минимален —
3–4 дня. За займами может обратиться любое предприятие, вне зависимости от вида
деятельности, имеющее срок ведения хозяйственной деятельности не менее 3 месяцев
и положительный финансовый результат.
За время работы программы в подразделение
микрофинансирования фонда обратилось более 170 представителей малого бизнеса, 33
из которых подали заявку на предоставление микрозайма. Фонд выдал 18 микрозаймов
на сумму 6,7 млн рублей. В стадии подписания договора находятся
еще две заявки, одобренные к выдаче займа, четыре заявки отклонены по
причине невозможности погашения займа. Остальные находятся в стадии
рассмотрения.
"ДП": В структуру участников микрофинансового рынка входят
институты кредитной кооперации, некоммерческие МФО — фонды поддержки малого
предпринимательства, а также коммерческие микрофинансовые организации. Являются
ли они вместе с банками конкурентами фонда?
Михаил Курицын: Теоретически являются. Но, когда
предприниматель непосредственно обращается за получением займа или кредита, он
часто сталкивается с непреодолимыми проблемами. Банки не заинтересованы в выдаче
таких незначительных, по их меркам, сумм — до 600 тыс. рублей, кроме того, срок
рассмотрения заявки в банке может составлять около 3–4 недель.
В отношении прочих небанковских кредитных организаций и
микрофинансовых организаций основной проблемой являются непомерно высокие
процентные ставки, достигающие 40–60% годовых. Кроме того, предприниматель,
вступая в кредитный кооператив, может рассчитывать на заем только из
свободных денежных средств кооператива, которых иногда приходиться ждать до
полугода.
В то же время Фонд содействия кредитованию малого бизнеса на
сегодняшний день предлагает денежные средства под 12% годовых. При этом
переплата по кредиту составляет не более 6,6% годовых в зависимости от срока
займа, срок рассмотрения заявки — 3–4 дня с момента подачи полного пакета
документов, перечень стоп–факторов при рассмотрении заявки минимален и полностью
прозрачен в сравнении с банками. Задача фонда в отличие от вышеперечисленных
структур — поддержать малый бизнес выдачей микрозайма, а не извлечь
прибыль.
"ДП": Какие основные преимущества при обращении в фонд за
микрозаймом по сравнению с обращением за потребительским кредитом?
Михаил Курицын: Ставки по потребительским кредитам
значительно выше, чем по займам, — от 20% годовых. При этом потребительский
кредит не создает малому бизнесу положительной кредитной истории.
Потребительское кредитование также не является решением, потому что приводит к
проблемам в ведении и выведении денежных средств из бизнеса, так как заемщиком
является физическое лицо. Если бизнес развивается, собственники рано или поздно
приходят к выводу о необходимости дальнейшего кредитования от имени своего
бизнеса.
"ДП": Компании из каких секторов малого бизнеса являются
наиболее активными по обращению в фонд за поручительствами и микрозаймами?
Михаил Курицын: Наиболее активно за предоставлением
поручительств обращаются производственные компании, предприятия торговой сферы и
строительные фирмы. Программа микрофинансирования, напротив, более востребована
у мини–производств, предприятий легкой промышленности и бизнеса, занятого
в сфере услуг.