В преддверии горячего туристского сезона в "Сенатор-клубе" обсудили тенденции и перспективы развития Петербурга как центра въездного туризма.
Организаторами мероприятия выступили газета "Деловой
Петербург" и агентство бизнес-коммуникаций DP
Media в партнерстве с программой "Карта гостя
Санкт-Петербурга". Мероприятие прошло на площадке "Гранд Отеля
Европа".
Законодательные инициативы, высказанные участниками круглого
стола, были взяты в работу Советом Федерации РФ.
Открыл заседание председатель Комитета по инвестициям и
стратегическим проектам СПб Алексей Чичканов, обозначив приоритетные
направления, которые планирует развивать город в туристской отрасли.
Алексей Чичканов: "Мы считаем, что Петербург должен
развиваться в постиндустриальном стиле и видим его как город услуг и сервиса.
Именно поэтому туристское направление, развитие экономики города в области
креативных индустрий, культуры, наших музеев и желание города быть не
промышленным центром, а центром услуг определяет политику города. Нам необходимо
продвигать город на международном рынке, и для этого необходим целый комплекс
мероприятий, в частности, улучшение инфраструктуры пребывания и транспортной
доступности. Это довольно затратные мероприятия, но тем не менее они стоят в
приоритете развития города, потому что сегодня 11% от валового регионального
продукта дает вклад туризма в экономику Петербурга. Мы бы хотели довести эту
цифру до 20% ближайшие 5 лет.
Петербург как столица российского туризма не может не иметь такой программы как "Карта гостя Санкт-Петербурга", поэтому хотелось бы ее поддержать. Мы готовы помочь не только в продвижении, но и взять на себя часть финансовых затрат, и это предусмотрено в новой программе развития туризма, которая будет принята в этом году правительством".
Петербург как столица российского туризма не может не иметь такой программы как "Карта гостя Санкт-Петербурга", поэтому хотелось бы ее поддержать. Мы готовы помочь не только в продвижении, но и взять на себя часть финансовых затрат, и это предусмотрено в новой программе развития туризма, которая будет принята в этом году правительством".
Среди основных предложений по реформированию
законодательства в сфере въездного и внутреннего туризма, которые
Совет Федерации уже готов взять в работу, были отмечены следующие:
— Расширение городской поддержки по созданию объектов туристической
инфраструктуры. Как показывает практика существующая система льгот (например,
предоставление объектов недвижимости для строительства гостиниц целевым образом)
недостаточна для создания необходимого количества приемлемых по цене гостиниц.
— Создание условий для деятельности в Санкт-Петербурге авиакомпаний-дискаунтеров. Это будет способствовать увеличению потока туристов и формированию имиджа Петербурга как доступного места отдыха.
— Дальнейшее развитие единого государственного информационного портала о туристическом продукте города
— Формирование новых культурных кластеров в различных районах города. Это связано с необходимостью рассредоточения в пик сезона основных потоков туристов, концентрирующихся в настоящее время в нескольких зонах: Эрмитаж, Петропавловская крепость, Пушкин, Петергоф, Павловск и некоторые другие.
— Важнейшей чертой географического положения нашего города является близость моря. В этой связи особую актуальность приобретает проблема развития яхтинга, в частности, яхтенной инфраструктуры в Санкт-Петербурге.
— Создание налогового инструмента поддержки туризма (детей, молодежи, пожилых людей) путем внедрения социального налогового вычета по налогу на доходы с физических лиц при оплате расходов на путешествия в пределах РФ.
— Создание условий для деятельности в Санкт-Петербурге авиакомпаний-дискаунтеров. Это будет способствовать увеличению потока туристов и формированию имиджа Петербурга как доступного места отдыха.
— Дальнейшее развитие единого государственного информационного портала о туристическом продукте города
— Формирование новых культурных кластеров в различных районах города. Это связано с необходимостью рассредоточения в пик сезона основных потоков туристов, концентрирующихся в настоящее время в нескольких зонах: Эрмитаж, Петропавловская крепость, Пушкин, Петергоф, Павловск и некоторые другие.
— Важнейшей чертой географического положения нашего города является близость моря. В этой связи особую актуальность приобретает проблема развития яхтинга, в частности, яхтенной инфраструктуры в Санкт-Петербурге.
— Создание налогового инструмента поддержки туризма (детей, молодежи, пожилых людей) путем внедрения социального налогового вычета по налогу на доходы с физических лиц при оплате расходов на путешествия в пределах РФ.
Алексей Чичканов, в свою очередь, заявил, что основная
поддержка, который город ждет от законодателей заключается в том, чтобы
предусмотреть возможность по приоритетному предоставлению тех участков и зданий,
которые города считают нужным у себя развивать - возможность их льготного
предоставления. "Сегодня, например, если на тот участок, где город хочет
видеть гостиницу, претендует еще девелопер с проектом БЦ, по федеральному
законодательству участок обязаны выставить на торги", - заметил он.
Начальник Управления по туризму КИСП СПб
Марианна
Орджоникидзе заявила, что самая большая проблема для всей туристической
отрасли в целом, на данный момент- это безопасность туристов.
Марианна Орджоникикдзе: "Египетский опыт нам наглядно
показал, что в отрасли не проработаны проблемы безопасности. Мы сейчас
инициируем закон о введении туристической полиции в России, и закон о
консульском страховании. Это наиболее наболевшие вопросы".
Также Марианна Орджоникидзе выступила с предложением
провести встречу бизнеса и власти по вопросу образования центрального
городского туристского центра, включающего конгресс-бюро: "У города много
возможностей, но городского финансирования явно не хватит для того, чтобы в
полной мере показать, насколько Петербург хорош. Принимать концепцию продвижения
города за рубежом и в регионах мы должны совместно с бизнесом".
Относительно текущего положения Петербурга как центра
въездного высказался Сергей
Корнеев, директор Северо-Западного регионального
отделения Российского Союза туриндустрии.
Сергей Корнеев: "Петербург окончательно превратился в
европейский туристский центр со всеми его атрибутами. Европейская статистика
гласит, что мы находимся по количеству иностранных визитеров между Веной и
Венецией, и этих результатов мы добились за последние 3-4 года.
Во всем мире туризм индивидуализируется, уже 78% туристов обращаются к интернету и самостоятельно выбирают маршрут. Поэтому РСТ видит взаимодействие власти и бизнеса по трем основным направлениям. Первое - это увеличение эффективности туристского бизнеса за счет диверсификации, в частности, малого бизнеса. Ведь у нас, например, огромное количество небольших музеев, которые посещаемы и их ресурсы можно еще использовать. Также нам необходимо акцентировать внимание на увеличении количества повторных посещений, потому что 80% - это те, кто возвращается повторно.
Третий кит – это инновации. Мы опережаем Москву по гостиницам, работающим в режиме онлайн с моментальным подтверждением продаж и моментальным подтверждением факта продажи. С другой стороны мы как бы отстаем, потому что в существует еще добрая половина гостиниц Петербурга, где этого сервиса нет. Те же электронные билеты – когда их ввели, упростилась ситуация значительно. К тому же, несмотря на то, что у нас есть профессиональный сайт для туристов, существует еще множество различных сайтиков и сайтов гостиниц и т.д. и т.п. и разобраться во всем этом очень сложно и ни один индивидуальный турист никогда этого всего сам не изучит. Необходимо привести все это разнообразие в одну общую базу".
Во всем мире туризм индивидуализируется, уже 78% туристов обращаются к интернету и самостоятельно выбирают маршрут. Поэтому РСТ видит взаимодействие власти и бизнеса по трем основным направлениям. Первое - это увеличение эффективности туристского бизнеса за счет диверсификации, в частности, малого бизнеса. Ведь у нас, например, огромное количество небольших музеев, которые посещаемы и их ресурсы можно еще использовать. Также нам необходимо акцентировать внимание на увеличении количества повторных посещений, потому что 80% - это те, кто возвращается повторно.
Третий кит – это инновации. Мы опережаем Москву по гостиницам, работающим в режиме онлайн с моментальным подтверждением продаж и моментальным подтверждением факта продажи. С другой стороны мы как бы отстаем, потому что в существует еще добрая половина гостиниц Петербурга, где этого сервиса нет. Те же электронные билеты – когда их ввели, упростилась ситуация значительно. К тому же, несмотря на то, что у нас есть профессиональный сайт для туристов, существует еще множество различных сайтиков и сайтов гостиниц и т.д. и т.п. и разобраться во всем этом очень сложно и ни один индивидуальный турист никогда этого всего сам не изучит. Необходимо привести все это разнообразие в одну общую базу".
Генеральный директор ГУ "Городской туристско-информационный
центр" Нана Гвичия и директор программы "Карта гостя
Санкт-Петербурга" Виктор Куртышев рассказали участникам
круглого стола о партнерстве города и бизнеса на примере карты гостя.
Нана Гвичия: "Карта гостя на сегодняшний день – это
необходимый продукт. Мы максимально постараемся использовать возможности
продвижения на международный рынок. Европейский сити-маркетинг очень плотно
занимается картой гостя. Для нас это возможность повышения определенного
статуса. Существование подобного продукта говорит о том, что наш город - это
туристская Мекка".
Виктор Куртышев: "Карта Гостя Санкт-Петербурга» призвана в
первую очередь обратить внимание на основные городские музеи, продвигая их друг
за другом, чтобы туристу было удобно посещать их в удобном порядке. Например,
посетив Спас-на-Крови, гость может сесть бесплатно без очередей на автобус
сити-тур и доехать до Петропавловской крепости". "Карта Гостя" позволяет сделать
пребывание туриста в Петербурге более комфортным, она включает свободное
посещение основных музеев, автобусную экскурсию и водную прогулку по рекам и
каналам, а так же скидки у партнеров программы, которыми являются различные
рестораны, магазины и гостиницы города".
Также Виктор Куртышев привел статистику зарубежных городов -
в Лондоне с начала запуска программы LondonPass за 10 лет более 1 млн 100 тыс
туристов приобрели карту. Продажа Barcelona card при потоке туристов 6,5 млн
человек ежегодно достигли 130 тысяч карт ежегодно. Цифры по
событийному труизму – во время венецианского карнавала за 10 дней город посетили
300 тыс туристов, воспользовались картой гостя Венеции 6 тыс. человек.
Поделились своими проблемами представители музейной отрасли
– Александр Колякин, генеральный директор Государственного
музея истории СПб "Петропавловская крепость", Николай Буров,
директор ГМК "Исаакиевский собор", и Ольга Таратынова, директор
ГМЗ "Царское село".
Александр Колякин: "У нас сейчас основная проблема – уборка
снега. 26 га только – это только Петропавловка, не говоря уже о монументе, о
крепости Орешек. Город решил провести 5 марта масленицу, и у нас теперь дилемма
– как очистить крепость от снега?
Федеральное законодательство ориентирует нас на самовыживание, а бюджетное финансирование как шагреневая кожа, тем временем для нас миллион рублей – это не мало. В этом году на фоне 15 млн рублей, которые нам дало государство на реставрацию музея, мы вложили 80 млн своих.
Инвесторы к нам не хотят идти, потому что не проработана законодательная база. Мы предложили создать гостиницу на базе Петропавловской крепости, и в этом году переселяем последних 91 жителей, проживающих на территории Петропавловской крепости. Для реализации проекта гостиницы нам нужен инвестор, но у инвесторов один вопрос – а кто выступит гарантом?"
Федеральное законодательство ориентирует нас на самовыживание, а бюджетное финансирование как шагреневая кожа, тем временем для нас миллион рублей – это не мало. В этом году на фоне 15 млн рублей, которые нам дало государство на реставрацию музея, мы вложили 80 млн своих.
Инвесторы к нам не хотят идти, потому что не проработана законодательная база. Мы предложили создать гостиницу на базе Петропавловской крепости, и в этом году переселяем последних 91 жителей, проживающих на территории Петропавловской крепости. Для реализации проекта гостиницы нам нужен инвестор, но у инвесторов один вопрос – а кто выступит гарантом?"
В ответ Алексей Чичканов заметил, что город выступает за то,
что памятники могут быть собственностью инвестора, но противниками этого
выступают многие охранные организации.
Александр Колякин также затронул проблему кадров: "Создаются ассоциации гидов, которые прочитав букварь, считают, что знают все о Петропавловской крепости. Мы, например, предлагаем за 3 тысячи рублей прослушать курс для гидов, но все считают, что и без этого можно проводить экскурсии". Нана Гвичия поддержала его, добавив, что федеральные законы сегодня абсолютно не учитывают тот опыт, который существует на российском рынке, и город получает экскурсоводов, переводчиков и обслуживающий персонал, к которому не предъявляется вообще никаких требований.
Александр Колякин также затронул проблему кадров: "Создаются ассоциации гидов, которые прочитав букварь, считают, что знают все о Петропавловской крепости. Мы, например, предлагаем за 3 тысячи рублей прослушать курс для гидов, но все считают, что и без этого можно проводить экскурсии". Нана Гвичия поддержала его, добавив, что федеральные законы сегодня абсолютно не учитывают тот опыт, который существует на российском рынке, и город получает экскурсоводов, переводчиков и обслуживающий персонал, к которому не предъявляется вообще никаких требований.
Николай Буров: "В который раз говорю о том, что городу
необходимо сделать нормальные автобусные стоянки в высокий сезон, возле тех
мест, где проходят миллионы посетителей. Я как директор музея, если не получу
2,5 млн посетителей, я развалю экономику своего музея. Но нам говорят, что раз
вы сами зарабатываете не этом – сами и думайте как решить эту проблему. Но ведь
мы создаем имидж города.
На счет "Карты гостя" могу заметить, что мой музей перешел на электронный прием посетителей уже несколько лет назад, и сегодня влиться в нашу электронную программы достаточно финансово нелегко, хотя бы потому что у нас разные считывающие устройства. Необходимо продумать различные способы адаптации и технические решения",
На счет "Карты гостя" могу заметить, что мой музей перешел на электронный прием посетителей уже несколько лет назад, и сегодня влиться в нашу электронную программы достаточно финансово нелегко, хотя бы потому что у нас разные считывающие устройства. Необходимо продумать различные способы адаптации и технические решения",
Ольга Таратынова: "У меня территория 300 га, и в прайм-тайм
летом абсолютное скопление людей во въездной зоне. И в ближайшие годы
потребуются какие-то альтернативные программы, которые будут привлекать туристов
не только ко дворцу, но и к объектам, расположенным вокруг него.
Вторая наша задача – повышение уровня обслуживания. У нас есть возможность организовать питание туристов на 700 человек единовременно, есть для этого территория, но встает вопрос о привлечении инвестиций. Ведь не обязателен переход в частную собственность, есть же и другие формы партнерства.
Получается, что инвесторы сами платят по полной программе за то, что восстановили и сделали из "помойки", например, замечательный ресторан. Росимущество говорит, что нет законодательных оснований для того, чтобы хотя бы уменьшить арендную плату для инвестора. Закон об охране памятников на уровне федеральной собственности вообще не работает. ГЧП в области федеральных музеев нет ни одного".
Вторая наша задача – повышение уровня обслуживания. У нас есть возможность организовать питание туристов на 700 человек единовременно, есть для этого территория, но встает вопрос о привлечении инвестиций. Ведь не обязателен переход в частную собственность, есть же и другие формы партнерства.
Получается, что инвесторы сами платят по полной программе за то, что восстановили и сделали из "помойки", например, замечательный ресторан. Росимущество говорит, что нет законодательных оснований для того, чтобы хотя бы уменьшить арендную плату для инвестора. Закон об охране памятников на уровне федеральной собственности вообще не работает. ГЧП в области федеральных музеев нет ни одного".
О перспективах развития делового туризма рассказал Сергей Алексеев,
генеральный директор ОАО
"Ленэкспо".
Сергей Алексеев: "По продажам площадей мы вторые после
Москвы, но, понятно, что у нас другой деловой климат. Главный показатель для
нашего участника – это количество деловых контактов, но у нас контакт такой
стоит в 10 раз дороже, чем в Москве, потому что у нас в 10 раз их меньше.
Сейчас ни на федеральном уровне, ни у нас пока нет четкого представления, как развивать деловой туризм, что такое конгрессы, торгово-промышленные выставки и т.д. Считается, что для этого достаточно инвестировать в новые современные конгрессно-выставочные комплексы.
Сейчас в "Ленэкспо" 30 тыс кв м площадей, а годовая загрузка – 30%, но нам не хватает самих "событий", особенно международных. Мы уже давно говорим о конгрессных бюро. Но пока они не играют такой роли, как за рубежом.
Еще одна важная проблема – это транспортная инфраструктура. К нам все едут через Москву, мало прямых рейсов регионов и из-за границы. Это должно стать особой заботой правительства".
Сейчас ни на федеральном уровне, ни у нас пока нет четкого представления, как развивать деловой туризм, что такое конгрессы, торгово-промышленные выставки и т.д. Считается, что для этого достаточно инвестировать в новые современные конгрессно-выставочные комплексы.
Сейчас в "Ленэкспо" 30 тыс кв м площадей, а годовая загрузка – 30%, но нам не хватает самих "событий", особенно международных. Мы уже давно говорим о конгрессных бюро. Но пока они не играют такой роли, как за рубежом.
Еще одна важная проблема – это транспортная инфраструктура. К нам все едут через Москву, мало прямых рейсов регионов и из-за границы. Это должно стать особой заботой правительства".
Генеральный директор ресторанной группы "Свои в городе"
Леонид Гарбар отметил, что бизнес должен помнить об
ответственности перед городом: "Вот открылся ресторан в городе – хорошо. А
вы попробуйте к нему зимой подойти и подъехать! Я недавно наблюдал картину, как
бедные туристы пытались перейти с Невского, 2 на Невский, 1 – они не смогли
этого сделать из-за снега. Вы думаете, они после этого захотят приехать?"
С ним согласилась Юлия Пашковская, управляющий "Гранд Отеля Европа":
"Мы должны помнить об ответственности, даже если взять больную тему
очистки территорий. Мы можем сидеть и ждать, когда приедут грузовики и вывезут
тонны снега, но в конечном счете тогда пострадают наши гости, - заявила Юлия
Пашковская. – Также хочу отметить, что мы как звено туристической
инфраструктуры, сами воспитываем свой персонал. Обидно, что нет структуры для
развития кадров и обучения гостиничному бизнесу".
Представители туроператоров затронули проблемы, связанные с
сезонностью бизнеса. В частности, генеральный директор ЗАО
"Арктур Трэвэл" Елена Мальченок заявила,
что событийность убийственна для сезона в то время, когда в городе находится
большое количество туристов: "Событийность должна быть системна и, прежде всего,
должна быть направлена на то, чтобы развивать город не в сезон и ни в коем
случае не на пике сезона. У нас должна быть консолидированная программа развития
туризма".
Людмила Кудрявцева,
генеральный директор ЗАО "Baltic Travel Company" заявила, что
туристические компании часто обвиняют в том, что они ничего не привносят в
город: "Я не согласна с этим мнением. Сегодня есть масса компаний, которые могут
позволить себе только стол и стул, и которые ни 1$ не могут
проинвестировать в развитие. Это сегодня себе может позволить только либо
какая-то большая компания, либо какие-то консолидированные действия с крупными
компаниями. Но в таком случае управлять маленькими компаниями мы не можем,
потому что нам этого не позволяет законодательство, и у всех равные
условия".
Игорь Воеводский, генеральный директор ООО "Эклектика-гид",
главной проблемой своего бизнеса назвал десятки липовых
туроператоров и точек продаж билетов в те же музеи, расположенных по всему
Невскому.
Говоря о развитии гостиничного бизнеса, президент Ассоциации малых гостиниц
СПб Владимир
Васильев отметил, что малый бизнес в гостиничной сфере – это якорь
стабильности, но об этом забывают. "На сегодняшний день отсутствует внятная
законодательная база для малых средств размещения. Должен быть закон,
легализирующий и делающий их деятельность прогрессивной и легко доступной, -
сказал Владимир Васильев. - Мы не видим никакой динамики и возможности не только
снижения цен на гостиничные услуги, но и для их стабилизации. Должны появляться
малые предприятия, которые ограничат чудовищный рост цен на услуги монополий, то
так или иначе, мы вынуждены будем поднимать цены на питание и проживание и
т.д."
Подводя итоги заседания Сергей Корнеев отметил, что на
уровне федерального законодательства необходимо принять следующие меры:
— Регламентировать позитивные норм, которые заложены в законах о культуре,
ГЧП и инвестировании
— Отменить и провести ревизию устаревших норм, которые остались еще со времен советского союза
— Упростить миграционный учет и визовые формальности. В частности, отменить необходимость постановки на миграционный учет для гостей, прибывших по миграционным визам
— Усилить борьбу с нелегальными предпринимательствами в туристской отрасли
— Внести в законодательство понятие "электронная путевка", что позволит упростить электронный учет и снимет бюрократическую, бумажную работу
— Усилить контроль за ростом услуг естественных монополистов
— Отменить и провести ревизию устаревших норм, которые остались еще со времен советского союза
— Упростить миграционный учет и визовые формальности. В частности, отменить необходимость постановки на миграционный учет для гостей, прибывших по миграционным визам
— Усилить борьбу с нелегальными предпринимательствами в туристской отрасли
— Внести в законодательство понятие "электронная путевка", что позволит упростить электронный учет и снимет бюрократическую, бумажную работу
— Усилить контроль за ростом услуг естественных монополистов
Он также отметил, что с точки зрения ГЧП уже начат процесс
создания саморегулируемых туристских организаций. "Гостиничную федеральную штаб
квартиру мы планируем сделать в СПб, туроператоры – в Москве", - добавил Сергей
Корнеев.