Генеральный директор ОСМП (платежный сервис QIWI) Владимир Лопатин о том, сколько денег оставляют люди в платежных терминалах, как меняется размер комиссии и и зачем компания пошла на "чистку" рядов своих партнеров.
"ДП": В конце 2009 года вы заявляли, что собираетесь довести
свою долю на петербургском рынке (32% по обороту) до общероссийского показателя
- 49%. Удалось?
Владимир Лопатин: Не совсем. В Петербурге высокая плотность
терминальной сети и очень много конкурентов. Сейчас здесь работает около 9 тыс.
платежных терминалов, из них 3 тыс. - терминалы QIWI (данных по обороту пока
нет. - "ДП").
"ДП": Как изменилась ваша доля на российском рынке?
Владимир Лопатин: У нас 45% по обороту.
"ДП": Но в 2009 году было 49%.
Владимир Лопатин: Вот с чем это связано: в апреле прошлого
года вступило в действие положение 103 ФЗ, по которому все владельцы терминалов
должны были оборудовать их фискальными регистраторами. Положение правильное,
хорошее. Но это означало большие одномоментные инвестиции операторов
терминальной розницы. В результате часть автоматов перестала работать. Произошел
одномоментный спад по всему рынку. В первый месяц количество наших аппаратов - а
их было более 100 тыс. - сократилось на 15%. Сейчас их более 110 тыс. Есть и
вторая причина: в 2010 году мы перестали сотрудничать с терминальной розницей,
работающей не на нашем интерфейсе. То есть с теми, кто берет наши шлюзы, но не
поддерживает наш бренд. Мы сознательно пошли на такую чистку рядов.
"ДП": Вашим основным конкурентом уже давно называют банки.
Это они "отгрызли" долю, воспользовавшись ситуацией?
Владимир Лопатин: Банки, присутствующие на терминальном
рынке, бывают двух классов. Первые - розничные банки, которые в своих банкоматах
предоставляют услуги оплаты. Их доля на рынке невелика, растут они достаточно
медленно. Вторые - это банки, которые взяли под свое крыло терминальные сети.
Этот бизнес вообще под вопросом.
"ДП": Почему под вопросом?
Владимир Лопатин: Во многих случаях это, по сути, притворные
сделки. Банки предлагают различные варианты договоров уступки, передачи:
терминальная сеть продолжает оперироваться теми же владельцами, а банк выступает
хозяином терминальной сети только номинально. Это распространенная схема.
"ДП": Как появление новых дорогих услуг повлияло на размер
среднего платежа?
Владимир Лопатин: Он вырос в 2010 году примерно на 15%, до
130 рублей. Пока мы растем больше за счет увеличения количества платежей.
Стандартное поведение потребителя - 3 раза в месяц по 100 рублей за сотовую
связь. Сотовые платежи у нас составляют около 75% оборота.
"ДП": Насколько весом для вас такой источник доходов, как
реклама на терминалах?
Владимир Лопатин: Это серьезный источник. За рекламой к нам
приходит очень много FMCG-компаний (FMCG - товары повседневного спроса - "ДП"),
страховые компании, банки. Поскольку мы относимся к new media, нам постоянно
приходится преодолевать инерцию: нас пытаются сравнить или с наружной рекламой,
или с Интернетом. С Интернетом нас, наверное, не очень правильно сравнивать,
потому что у нас показатель, отражающий соотношение количества просмотров
рекламы с количеством нажатий, в 10 раз выше, чем там. Когда человек смотрит
сайт и видит рекламу, он в принципе не собирается ничего покупать. Мы же всегда
имеем дело с человеком, у которого купюры в заднем кармане. Человек готов к
покупке. Поэтому степень интерактивности нашей рекламы выше. И эффективность
выше.
"ДП": Какие еще сервисы вы собираетесь охватить?
Владимир Лопатин: Оплату страховых услуг, продажу билетов в
кино. В регионах довольно много провайдеров, которых мы хотим подключить к
системе в этом году. У нас уже есть 3 тыс. провайдеров в "QIWI Кошельке", 2 тыс.
- в терминале. Нам осталось подключить в районе 500.
Наши виртуальные карты VISA дают дополнительную гибкость: это возможность
оплаты неподключенных услуг, возможность оплаты через Интернет из другой страны
и т.д.
"ДП": Количество ваших услуг растет, доходы растут. Но и
комиссия увеличивается. Почему?
Владимир Лопатин: Дело в том, что комиссия платежной
системы, то есть наша, не растет. В связи с фискализацией, ужесточившимся
регулированием рынка выросли расходы наших агентов, которые непосредственно
владеют терминалами. Чтобы отбить эти расходы, они увеличили внешнюю комиссию.
Ближайшая аналогия - торговая наценка. Цена производителя одна, как и наша цена
для агентов едина. А наценка розницы варьируется. На центральной улице, возле
метро, в ночном магазине спального района она всегда будет выше.
"ДП": Вы как-то воздействуете на комиссию, можете что-то
рекомендовать своим агентам?
Владимир Лопатин: Мы можем говорить им о том, что при
разумной комиссии оборот будет больше и доход, возможно, будет больше. Но это не
более чем рекомендация, а финальное решение - за владельцем бизнеса, который
несет затраты по обслуживанию терминалов.
"ДП": По вашим прогнозам, комиссия дальше будет расти?
Владимир Лопатин: Если стабилизируются затраты агентов и не
будет регулятивных нововведений, то вступят в действие законы конкуренции - то,
что мы наблюдали в 2006-2007 годах: когда первые автоматы появляются в городе,
на них стоит достаточно высокая комиссия, а по мере охвата города терминальной
сетью развивается конкуренция, и комиссия постепенно снижается до приемлемого
уровня 4-5%.
"ДП": Недавно японская компания Mitsui приобрела 14,9% акций
холдинга QIWI Ltd. Вы ждете от японцев инвестиций в развитие?
Владимир Лопатин: Их вклад в бизнес двояк: первое -
технология, второе - доступ на рынки Азии. Мы на этих рынках люди новые, хотя у
нас работает подразделение в Китае, Малайзии, Индонезии. Но опыт работы здесь у
нас еще измеряется годами, у них - десятилетиями. С другой стороны, у Mitsui в
Японии есть несколько бизнесов, связанных с мобильной коммерцией, с электронной
коммерцией. Это страна победившего телефона как средства расчета. У всех на
телефонах специальные приложения: можно заплатить за электричку, Интернет,
телефон. Телефонные аккаунты связаны с банковскими. Все эти технологии будут
полезны для нас. Но не факт, что вещи, которые были созданы на развитых рынках,
нужны на развивающихся. Нам, наверное, не нужно кого-то копировать. Нам нужно
просто творчески применять наработки.
Биография: Владимир Лопатин родился в 1970 году в Минске.
Окончил Минский институт иностранных языков. В 1994-1995 годах руководил отделом
маркетинга белорусского сотового оператора "БелСел". С 1995 года работал в
компании "Марс", где дорос до руководителя отдела развития продаж. В 2007 году
возглавил ОСМП.
Факты о компании: Объединенная система моментальных платежей
(ОСМП, розничный бренд QIWI) - лидер российского рынка электронных платежных
систем. Входит в холдинг QIWI Ltd. (акционеры: менеджмент - 63,7%, Mail.ru Group
- 21,4%, Mitsui - 14,9%). Оборот ОСМП в первом полугодии 2010 года - 160,8 млрд
рублей.