Власти Петербурга готовятся к массовой приватизации городского имущества. Распродажа предприятий, в том числе "Пассажиравтотранса" и "Горэлектротранса", может принести миллиарды рублей. Однако, как оказалось, на распродажу по-разному смотрят два заместителя, уходящей в Москву, Валентины Матвиенко.
Президент Дмитрий Медведев во время Петербургского экономического форума дал старт новой масштабной программе приватизации госактивов. В Петербурге сейчас 453 ГУПа и более 3,8 тыс. компаний другой формы собственности, принадлежащих городу. Далеко не все они регулярно публикуют отчетность, так что точную оценку стоимости их активов и доходности бизнеса дать нелегко. Но если судить только по имеющимся данным, стоимость основных средств городских ГУПов превышает 177 млрд рублей.
Их совокупная выручка в 2009 году составила более 126,3 млрд рублей, а прочие доходы, в первую очередь госсубсидии, - еще 18 млрд рублей. Публикующие свою отчетность ГУПы в основном прибыльны. Их деятельность принесла в 2009 году как минимум 4,8 млрд рублей.
До сих пор программа акционирования и приватизации госактивов шла, мягко говоря, не слишком активно. Из 18 петербургских ГУПов, которые планировалось акционировать и продать в 2010 году, в ОАО превратились лишь четыре. В программе приватизации на этот год вообще фигурирует только одно предприятие - ГУП "Управление делами Федерального дома". Плановая прибыль от всей программы пока не превышает 32 млн рублей.
Это явно не соответствует призыву Дмитрия Медведева по активизации распродажи госимущества. Но после его выступления на ПЭФ дело сдвинулось с мертвой точки.
Читайте также:
Италия делает кассу на летних распродажах
Как рассказал dp.ru вице-губернатор Петербурга Юрий Молчанов, городское правительство рассматривает возможность приватизации как минимум двух крупных городских ГУПов - "Пассажиравтотранса" и "Горэлектротранса".
На фото: Крупнейшие петербургские ГУПы
У вице-губернатора Михаила Осеевского на этот счет иное мнение. "Даже если они и будут акционированы, 100?% их акций всегда будут находиться в собственности Петербурга, так как эти компании - крайне важная составляющая инфраструктуры города", - говорит он. Пока у "Пассажиравтотранса" и "Горэлектротранса", работающих на высококонкурентном рынке, себестоимость услуг примерно вдвое превосходит выручку. Держатся на плаву они за счет субсидий, которых получают более чем на 5 млрд рублей в год. Причем их инвестпрограммы на сотни миллионов рублей оплачиваются из бюджета.
Даже несмотря на свои либеральные взгляды в вопросах привлечения инвесторов в городской транспорт, Юрий Молчанов подчеркивает, что ГУП "Санкт-Петербургский Метрополитен" вообще не рассматривается в числе претендентов на приватизацию в силу своего стратегического положения. Однако в мире примеры частного метро есть (например, в Сеуле или Дели). А на днях Минтранс РФ опубликовал законопроект, по которому к финансированию и управлению новых веток метро могут привлекаться частные инвесторы.
В 2003 году обсуждался вопрос о передаче в управление частным структурам и ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга". К этому проекту присматривались Промстройбанк и французская компания Veolia. Но сейчас перспективы приватизации "Водоканала" чиновники даже не обсуждают.
Городу принадлежат 54 аптеки, которые сейчас функционируют как ГУПы. Их отчетность не публикуется, и оценить масштаб и привлекательность этого бизнеса можно только на глазок.
Уже не раз обсуждались планы приватизации некоторых городских парков. Против таких планов выступают горожане, которые опасаются застройки парков. Однако пример "Диво Острова" показывает, что частный инвестор может эффективно управлять парком с пользой для города.
Ускорение распродажи госактивов заметно подстегивается федеральными чиновниками. И если новый губернатор Петербурга будет полностью лоялен президенту, возможно, городские чиновники будут более решительны в вопросах приватизации.