После того, как за два года 213 человек погибли на объектах железной дороги, РЖД начало масштабную программу обустройства пешеходных переходов стоимостью 120 млн рублей.
В рамках программы по профилактике случаев травматизма Октябрьская железная дорога переоборудует 93 пешеходных перехода на участке между Петербургом и Москвой. На них установят световую и звуковую сигнализацию, которая будет предупреждать о приближении поездов. На переоборудование переходов потратят 120 млн рублей, из них 57 млн рублей уже потрачены.
Помимо этого, вдоль следования поездов устанавливаются ограждения общей протяженностью 146 км на сумму 248 млн рублей.
По официальным данным Октябрьской железной дороги, в 2011 году по состоянию на 11 июля на объектах железной дороги пострадало 174 человека; 107 из них смертельно, за аналогичный период прошлого года погибло 106 человек из 169 пострадавших. При этом только 149 случаев травматизма связаны с переходом путей в неположенном месте.
Среди открытых источников нет данных о том, сколько человек погибает на железнодорожных путях. Единственная имеющаяся цифра – за 8 месяцев 2010 года травмировано 2 737 граждан, 1750 человек погибли. Исходя из этих цифр, предположение о том, что именно "Сапсан" является основным источником опасности на железнодорожных путях, скорее всего, не верно.
Скоростной поезд Allegro, курсирующий между Петербургом и Хельсинки, сбил двух человек в январе 2011 года.
Эксперты отмечают, что основная причина травматизма в том, что скоростные поезда курсируют по обычным путям. Тогда как общепринятая мировая практика предполагает строительство специальной железнодорожной колеи.