По данным исследовательского центра портала SuperJob.ru в одной и той же организации с родственниками, будь то мужья, жены, отцы или дети – наши соотечественники работать не желают.
61% опрошенных решительно отказываются от подобной перспективы, 13% не уверены в своем отношении к вопросу и лишь 26% не прочь совмещать бизнес и семейную жизнь. Среди доводов "за", разумеется, лидируют аргументы, связанные с доверием близкому человеку. “Согласные” на совместную работу предполагают, что с членами семьи куда проще договориться, а некоторые полагают, что совместное ведение дел способствует укреплению внутрисемейных связей.
Впрочем, пока сторонники семейного бизнеса пребывают во власти допущений, среди противников этой идеи много тех, кто реально имел опыт такой работы и на поставленный вопрос отвечает "спасибо, больше не хочу".
Интересно, что по данным опроса, 55% не согласились бы находиться в подчинении у члена семьи, а 53% не взяли бы на работу родственника, если бы сам занимали кресло руководителя.
Действительно, отношения начальника и подчиненного, связанных семейными узами, как минимум неоднозначны. Причем проблемы могут возникать по вине любой стороны.
Читайте также:
Мужчины рекомендуют друзей на работу охотнее женщин
Ситуация 1. "Моя мама – руководитель крупной организации. После ВУЗа мне было не найти работу, и я попросила ее принять меня к себе. Лучше бы я этого не делала: из всех сотрудников, мне доставалась самая тяжелая работа, требовали с меня больше и жестче, кроме того, мама постоянно отчитывала меня на глазах у коллег даже тогда, когда этого можно было бы избежать… В итоге, я нашла другую работу. Слава Богу, отношения дома пострадать не успели…", - рассказывает Нина, 26 лет, менеджер.
В самом деле, родственник-руководитель часто не хочет, чтобы на близкого человека смотрели, как на протеже, и потому начинает намеренно придираться, чтобы убедить коллектив: новый сотрудник – такой же, как все. Психологи советуют “подчиненному” в такой ситуации не паниковать: родственные “придирки” пройдут, как только коллектив привыкнет к новому игроку. А “руководству” рекомендуют помнить: хотя в России традиционно сильна любовь к униженным и оскорбленным, изводить близкого человека – не лучший способ ввести его в коллектив. Чтобы он не выделялся на общем фоне, вернее всего выдерживать корректную дистанцию, ничем не выдавая особого отношения к нему.
Ситуация 2. "У нас с братом всегда были классные отношения. Когда он позвал меня в фирму, где был начальником одного из отделов, я с радостью согласился. Однако наши добрые отношения очень скоро стали раздражать коллектив: коллеги считали, что брат дает мне самые “вкусные” дела и намеренно хвалит перед руководством, короче, работать стало невыносимо, и я ушел в компанию его друга", - сетует Денис, 30 лет, юрист.
Подобную ситуацию, по мнению специалистов, тоже можно упредить. Во-первых, представляя члена своей семьи коллективу, не стоит любовно трепать его по плечу, рассказывая, какой это классный парень и как его нужно любить и уважать. Во-вторых, если есть возможность, лучше, сделать так, чтобы родственник-подчиненный работал в другом отделе, а его работу оценивал кто-то посторонний.
Ситуация 3. "Я попала в непростую ситуацию: когда пришла к отцу в магазин работать консультантом, мы договорились, что не станем афишировать наши родственные связи. Идея провалилась, так как внешне мы очень похожи. Сперва коллектив шарахался от меня, думая, что я – шпион от руководства. Я очень старалась понравиться коллегам и это сыграл со мной злую шутку: мало того, что меня приняли за “своего”, так еще и стали просить “прикрывать” рабочие косяки и прогулы других консультантов. Отец, разумеется, расспрашивал, чья вина? Так что приходилось либо врать ему, либо ‘сдавать” коллег», - говорит Наталья, 22 года, консультант торгового зала.
Психологи уверены: не стоит скрывать своего родства с руководством, иначе и впрямь есть риск, что коллеги не примут новичка, сочтя его “ушами” начальника. Впрочем, родственные связи – не повод заискивать перед коллегами, дабы доказать, что вы – “свой в доску”. Со временем коллектив привыкнет к вам и убедится, что по ночам вы не приходите в комнату родителей с доносом. Оптимальный вариант общения с коллегами – приветливо корректный. В конце концов, заводить друзей в офисе совершенно не обязательно, куда важнее – не потерять близкого человека из-за совместной работы. Так что если ситуация начинает угрожать домашнему благополучию (а миф о том, что рабочие проблемы можно оставить в офисе, лишь выйдя за порог – не выдерживает никакой критики) – лучше сразу приступать к поиску нового места работы, ибо в данной ситуации “работать на чужого дядю” – перспектива не такая уж плохая …