"Адмиралтейские верфи" оказались на грани остановки. В Объединенной судостроительной корпорации объясняют это тем, что Минобороны до сих пор не заключило контракты на 2011 год.
Уже в сентябре на крупнейших российских верфях, входящих в Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК), могут начаться задержки с выплатой зарплаты, за которыми могут последовать и вынужденные сокращение персонала, рассказал представитель ОСК Алексей Кравченко. Эти проблемы не обойдут стороной петербургские "Адмиралтейские верфи", северодвинские ОАО "ПО "Севмаш" и ОАО "Центр судостроения "Звездочка" (входят в ОСК).
В штате "Адмиралтейских верфей" более тысячи сотрудников. По словам руководителя службы маркетинга и PR HeadHunter Санкт-Петербург Егора Алексеева, в течение последних трех месяцев наблюдается увеличение потока резюме работников судостроительной отрасли – как бывших, так и еще работающих. В июле их число выросло на 63% по сравнению с июнем. В основном это резюме инженеров, квалифицированных рабочих и сотрудников вспомогательных служб: управления персоналом, финансовых, юридических.
По словам Алексея Кравченко, причина такой ситуации в том, что Минобороны до сих пор не заключило с предприятиями ОСК контракты по гособоронзаказу на 2011 год. Таким образом, "подвисли" 13 госконтрактов на общую сумму более 40 млрд рублей, из которых более половины приходится на судостроительные предприятия Северо-Запада.
На фото: 2008 год. Спуск танкера "Михаил Ульянов" на Адмиралтейских верфях - одном из предприятий ОСК
Разногласия между ОСК и Минобороны находятся в области ценообразования. Так, например, министерство по ряду проектов хочет зафиксировать серийные цены на уровне 2005-2006 годов, когда заводы сдавали головные суда, заложенные еще в 90-е годы. С тех пор цены выросли минимум на 20-40%, и даже при такой стоимости корабля верфь будет работать с нулевой рентабельностью, рассказывает Алексей Кравченко.
До сих пор заводы работали, используя внутренние финансовые ресурсы, однако они на грани истощения: если до сентября ситуация с Минобороны не решится, то верфи, которые уже приостановили производство по гособоронзаказу, окажутся на грани банкротства. Это касается и "Адмиралтейских верфей", говорит Алексей Кравченко.
При этом, считает заместитель генерального директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко, "позиция ОСК очень скромненькая. В реальности цены выросли на 60-70%, а по некоторым проектам и в два раза".
Ситуация на верфях ОСК "не так страшна: "Адмиралтейские верфи" строят серию из шести подлодок проекта 636 ориентировочной стоимостью $1,8 млрд, а "Севмаш" модернизирует авианосец "Адмирал Горшков" стоимостью 2,9 млрд рублей, указывает Константин Макиенко. Эти заказы идут по линии Рособоронэкспорта, а там нет проблем с оплатой. Вряд ли верфи в сентябре закроются, уверен эксперт.
Для разрешения спора с Минобороны ОСК предлагает сформировать межведомственные комиссии в составе Минобороны, Минпромторга, Минэкономразвития, Федеральной службы по тарифам и головных предприятий судостроительной отрасли. Руководить их деятельностью могла бы военно-промышленная комиссия при правительстве РФ, которую курирует зампред правительства РФ Сергей Иванов. В корпорации надеются, что это поможет решению проблемы.
"Комиссия вряд ли поможет. Все, к чему бы ни прикасался Сергей Иванов, тут же превращается в антизолото", - уверен Константин Макиенко. Получить комментарий в Минобороны пока не удалось.
Из-за проблем с гособоронзаказом у судостроителей страдают и смежные отрасли, предприятия которых поставляют продукцию для военного кораблестроения. "Ситуация в этом году не очень хорошая. Если не платят головному предприятию, ему нечем расплачиваться с подрядчиками", - говорит генеральный директор ОАО "Пролетарский завод" (производит продукцию судового энергомашиностроения) Арам Арутюнян. По его словам, в этом году из-за проблем с гособоронзаказом по линии военного судостроения "Пролетарский завод" недополучит около 400 млн рублей выручки.
Основной объем продукции по гособоронзаказу "Пролетарский завод" поставляет на "Адмиралтейские верфи". При этом, говорит Арам Арутюнян, его предприятие не собирается пока подавать иски в арбитражный суд о взыскании средств за выполненные контракты: "претензионную работу по "Адмиралтейским верфям" мы ведем, но понимаем, что не их вина, что они не могут заплатить, поэтому до судов пока дело не доводим".
Интересно, что и "Северная верфь", и "Балтийский завод", не входящие в ОСК (эти предприятия формально принадлежат Объединенной промышленной корпорации экс-сенатора Сергея Пугачева), не имеют проблем ни с Минобороны, ни с заключением госборонзаказа. "Северная верфь" - единственное судостроительное предприятие России, выполняющее гособоронзаказ "день в день", не раз говорил генеральный директор этих заводов Андрей Фомичев. "Северная верфь" плотно работает с Минобороны. Вопросы, которые возникали при согласовании сложных контрактов, решались ежедневно и постоянно в ходе коллективной работы сотрудников верфи и министерства", поясняет Андрей Фомичев.
Аналитики считают, что, хотя вряд ли ситуация между ОСК и Минобороны будет урегулирована до конца августа, но банкротства крупнейших верфей корпорации ожидать не стоит. Скорее всего ситуация вновь затянется, заказы в значительной мере все также не будут досогласованы, а бизнес продолжит функционировать на минимальном уровне деловой активности, например, на дополнительную порцию заемного финансирования. Итог также выглядит вполне очевидным - удорожание гособоронзаказа и перенос сроков по нему со стороны Минобороны, снижение маржинальности строительства или работа в убыток со стороны предприятий ОСК, считает начальник аналитического отдела ИК "Энергокапитал" Александр Игнатюк.
Скандал по поводу размещения гособоронзаказа на 2011 год разгорелся летом на правительственном уровне. Минобороны обвиняло промышленников в том, что они неумеренно завышают цены на свою продукцию, а представители ОПК сетовали, что министерство затягивает заключение контрактов, чем, по сути, само провоцирует срыв гособоронзаказа.
Объем гособоронзаказа на 2011 год составит 750 млрд рублей, из них по линии Минобороны – 581 млрд рублей. В июле глава министерства Анатолий Сердюков обещал, что все оставшиеся контракты будут заключены до середины августа.
Государственная ОСК создана в 2007 году и объединяет более 50 судостроительных и судоремонтных предприятий и проектно-конструкторских бюро. Выручка ОСК в 2010 году составила 136 млрд рублей, из них около 70 млрд рублей пришлось на ПО "Севмаш". Выручка ОАО "Адмиралтейские верфи" в 2010 году составила 19 млрд рублей, в планах предприятия на 2011 год стояла цифра в 20 млрд рублей.