Война в Ливии при участии сил НАТО и местной оппозиции близится к логической развязке. В итоге этой войны Россия может потерять миллиарды долларов на военных и промышленных заказах. Вопрос: что она получит взамен.
Вылившаяся в середине февраля в масштабные акции оппозиции кампания против режима Муаммара Каддафи близится к развязке. В ночь на понедельник силы оппозиции массированно атаковали оплот лидера Великой Арабской Ливийской Народной Социалистической Джамахирии Муаммара Каддафи – столицу Ливии Триполи. В итоге, по данным на понедельник, 22 августа, большая часть территории Триполи перешла под контроль противников Каддафи. Свыше 1300 человек были убиты, около 5 тыс. ранены. Сам полковник, по одной из версий, укрылся в личном бункере и в очередной раз заявил, что отступать не намерен.
В ночь с воскресенья на понедельник Муаммар Каддафи вышел в эфир гостелевидения и призвал ливийский народ к оружию, заверив, что останется в Триполи "до конца". На экране отображался портрет Каддафи, голос звучал за кадром в записи. При этом телекомпания Al Arabiya сообщила, что Каддафи находится в госпитале города Таджур, неподалеку от Триполи, и, возможно, готовится покинуть страну. Ранее слухи о бегстве лидера Джамахирии распространялись неоднократно.
Одним из важных аспектов ливийского конфликта стала позиция в отношении него властей России. В годы советской власти социалистическая народная Джамахирия получала поддержку Москвы. На этот раз вышло иначе.
В феврале 2011 года Совет безопасности ООН принял решение по санкциям в отношении режима Каддафи. Резолюция Совбеза за номером 1973 была принята большинством голосов. При этом Россия, имеющая право вето, воздержалась от какого-либо решения, фактически поддержав инициативу Запада и ливийской оппозиции.
Читайте также:
Повстанцы захватили третьего сына Каддафи
Глава кабинета министров РФ Владимир Путин тогда разошелся во мнениях с президентом РФ Дмитрием Медведевым. По версии Путина, коалиция действовала в духе "крестовых походов", по мнению Дмитрия Медведева – Совбез поступил верно и не заслужил критики.
На фото: Ситуация в Ливии
Непосредственно перед началом ливийского конфликта российская сторона имела в Ливии определенные коммерческие интересы. В частности, российские компании вели в этой стране разработку и добычу полезных ископаемых. Эвакуировать своих представителей из Ливии пришлось структурам "Газпрома" и "Лукойла", а также энергетическим и строительным компаниям.
ОАО "РЖД" строило между городами Сирт и Бенгази железную дорогу протяженностью 550 км. Стоимость проекта на момент запуска оценивалась в 2,2 млрд евро.
Потери "Рособоронэкспорта" по контрактам, заключенным при правлении Каддафи, эксперты оценивают в сумму более $4 млрд. В случае победы коалиции и поддерживаемых ею оппозиционеров данный рынок для России будет закрыт.
Масштаб суммарных коммерческих потерь России в Ливии эксперты оценивают в десятки миллиардов евро. "Потери России очевидны. При любом сменщике Каддафи мы не получим подтверждения проектам, в частности – проекту РЖД, который обещал стать крупнейшим на севере Африки и мог принести до $4 млрд. Кроме того, этот проект должен был помочь политическому укреплению позиций России в этом регионе", – говорит президент Петербургского клуба конфликтологов-посредников Борис Подопригора. Однако главную обеспокоенность у эксперта вызывают не эти потери, а возможность того, что Ливия превратится в новый Ирак.
Директор Международного института политической экспертизы политологЕвгений Минченко также отмечает, что в случае победы противников Каддафи "резня в Ливии будет хуже, чем в Ираке" и потому "чем дальше Россия будет держаться от конфликта в Ливии – тем лучше".
Видео: жители Триполи отмечают падение режима
Другой вопрос, до какой степени реальные события в Ливии соответствуют поступающим оттуда известиям. "Пока это десант. Насколько (оппозиции) хватит сил, чтобы удержать Триполи, – вопрос. Заявления о том, что тот или иной город перешел под контроль оппозиции, а потом вышел из-под него, звучали неоднократно", – сообщил dp.ru Евгений Минченко.
Мнения сторон в отношении Ливии расходятся диаметрально. В частности, президент Венесуэлы Уго Чавес эмоционально критикует "интервенцию Запада" с целью захвата "богатств" Ливии. Генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен называет свержение Каддафи шансом для Ливии "начать все с начала". А представители Великобритании и Франции (стран – участниц коалиции) уверяют, что дни Каддафи сочтены, и предлагают ему добровольно сдаться, чтобы прекратить бесполезное кровопролитие.