Президент Медведев обеспокоен ростом межэтнической напряженности, причем считает, что в этом во многом виноваты кавказцы. Это уже можно считать общей позицией властей - о том же самом говорил Путин. "Русский вопрос" перед выборами поднимают почти все политики.
На политическом форуме "Современное государство в эпоху социального многообразия" в Ярославле Дмитрий Медведев выступил с речью, посвященной национальным отношениям. Главу государства волнует растущая межэтническая напряженность, основной причиной которой он считает поведение кавказцев.
"К сожалению, география межэтнической напряженности расширяется, - сказал президент, - причем потоки внутренней миграции движутся в основном с юга на север". "В местах традиционного проживания русских появляется большинство количество наших граждан, которые приехали с Кавказа, а русское население кавказских республик потихонечку убывает", - цитирует Медведева РИА "Новости".
Дмитрий Медведев пришел к выводу, что это "приводит к этнокультурной замкнутости одних регионов и возникновению трений на межнациональной почве в других". "Тот, кто, прибывая на новое место, ведет себя неподобающе или тем более совершает преступление, должен быть наказан", - сказал он.
Судя по всему, в руководстве страны стала общим трендом поддержка бытового национализма в мягкой форме. Ровно то же самое произнес премьер-министр Владимир Путин на встрече со студентами в начале августа: "Если люди попадают в другую культурную среду, они всё-таки должны с уважением относиться к народу, среди которого они решили жить", - сказал Путин и выразил неудовольствие тем, что на Кавказе приезжающих туристок "щипают за мягкие места".
Читайте также:
Михаил Прохоров остался без "Правого дела"
Президент, конечно, оговорился о том, что наказывать нужно и тех, кто нарушает права меньшинств, а "обеспечение порядка и законности не может быть поводом для дискриминации меньшинства или большинства по национальному признаку". Он также произнес положенные слова о необходимости сохранения межнационального и межконфессионального мира в России ради единства государства.
Но перемена в его риторике заметна. Раньше межэтнические конфликты власти считали результатом умелых провокаций, в том числе из-за рубежа. Еще в конце 2010 года Медведев утверждал, что обострению таких конфликтов "способствуют политические экстремисты и просто обычные уголовники".
Вероятно, после ряда громких событий, таких как бой в поселке Сагра и убийство Юрия Буданова, президент решил, что тему пора брать под контроль и согласиться с тем, что как минимум не все конфликты спровоцированы умелой рукой экстремистов и уголовников, которые на этот раз не были упомянуты. Никакой вины наряду с кавказцами и на русских националистов за разжигание розни возложено также не было.
Кроме того, попытка Кремля перехватить тему "русского вопроса" может быть обусловлена тем, что в последнее время почти все известные политики делают его одним из основных в предвыборной риторике - и Геннадий Зюганов, и Владимир Жириновский. Даже Сергей Миронов недавно назвал русских "самым угнетенным народом". На том же форуме днем ранее с докладом о национальном вопросе выступил постпред РФ в НАТО Дмитрий Рогозин, несколько лет назад возглавлявший умеренно-националистическую партию "Родина", а сейчас собирающийся вернуться в российскую политику. Рогозин заявил, что кавказцы "демонстративно нарушают русский культурный стандарт", а русский народ "находится в положении дискриминируемого большинства".
Неделю назад президент Медведев на встрече с партийцами предупредил, что тему национализма в избирательной кампании Кремль терпеть не собирается. Это должно означать, что "русский вопрос" на выборах можно будет поднимать только в тех формах и масштабах, которые сочтет допустимыми власть. В Ярославле Медведев примерно определил эти границы (никаких призывов к отделению Северного Кавказа) и дал понять, что в их пределах политикам можно будет "работать": "закручиванием гаек" власть заниматься не будет. "Не в этом идея, нельзя ограничивать права людей и уж тем более заглушать критику", - заявил он.