Открещиваться от мысли, что нынешнее образование перестало быть адекватным тем стремительным изменениям, которые постоянно происходят в мире – уже непозволительно. Если в Советскую эпоху одни и те же планы, программы, учебники и методические пособия учитель мог использовать много лет подряд, современная ситуация диктует принципиально новые правила.
За последние годы изменились даже человеческие способности к восприятию информации, не говоря уже о том, что общий объем информации увеличился в сотни раз. Человек, таким образом, попал в новый контекст, предъявляющий иные требования, в том числе и к системе образования.
“Учитель сегодня тоже оказывается в новых условиях. В Советские времена существовали парткомы, профкомы, было много субъектов, принимавших участие в процессе воспитания, так что основная задача учителя была сосредоточена в предметно-педагогической сфере. Однако сегодня все иначе, зона компетенции современного учителя расширяется и потому, в сфере высшего педагогического образования мы стали менять систему подготовки, ориентируясь не только на преподавание предмета как такового, но и на работу с ребенком, на его развитие, воспитание. То есть на работу, в которой предметная составляющая больше не является конечным результатом” , - говорит Сергей Гончаров, первый Проректор РГПУ им. А.И. Герцена.
Таким образом, теперь выпускники педагогических ВУЗов должны не только знать предмет и методологию преподавания, но и отменно владеть навыками коммуницирования (проще говоря, уметь выстроить грамотное общение с учениками, родителями, коллегами). В идеале, педагог “нового поколения” не просто понимает специфику возраста и гендерные особенности поведения учеников, но учитывает даже характеристики района проживания детей, социальный статус их семей, материальное положение, словом, все то, что хоть как-то влияет на личность и поведение каждого ребенка.
Правда, тут есть немаловажный нюанс. “Все многообразие затраченных сил и полученных в конце многих лет результатов взаимодействия учителя и ученика, зачастую, сводится к ЕГЭ - измерителю, который покрывает и проверяет лишь один небольшой сегмент всей этой системы… То есть мы говорим о развитии личности ребенка, об ориентации не на предмет, а на человека… Но на выходе одним из важнейших критериев оценки школы и работы педагога оказывается тест! В итоге рождается логичный вопрос: зачем учителю тратить силы и личное время на беседы, на внеурочную работу, если все это никак не учитывается, а от него главным образом требуется выдать результаты ЕГЭ? Это на сегодняшний день, одно из фундаментальных противоречий”, - считает Сергей Гончаров.
Читайте также:
Образовательный стандарт: попытка №3
При этом разговоры о том, что молодые специалисты массово избегают работы в школе, специалисты называют не более чем очередным мифом. “По сравнению с прошлым годом, конкурс на место в нашем ВУЗе повысился на 0,15%, это немного, но динамика, тем не менее, положительная. Есть группы направлений подготовки – в основном, химия, физика, математика, - где желающих заметно меньше, нежели, скажем, на гуманитарных направлениях, но провала здесь я не вижу. У нас все наборы на педагогические направления закрываются с первого раза. Другой вопрос: смогут ли эти объемы решить вопрос педагогических кадров в рамках города через несколько лет? Демографическая кривая после “ямы” начинает выползать вверх, и к 2020 году количество школьников вырастет на 50%. Сможем ли мы обеспечить квалифицированными кадрами нашу школу и тогда – вопрос”, - замечает первый Проректор РГПУ им. А.И. Герцена;
Между тем, выпускники, вопреки расхожему мнению, действительно стремятся на работу в школу. Вот только удается это им не всегда. “Вакантных мест в школе сегодня почти нет, многие ребята, желающие там работать, просто не получают такой возможности! Одна из проблем заключается в том, что у нас в городских школах трудятся не менее 25% учителей пенсионного возраста, которые не уходят потому, что на пенсию банально не прожить. Второй момент – не всегда в коллективе отношения складываются гладко. Молодой специалист с новыми идеями приживается не везде. Только в прошлом году в школы пришло около 500 выпускников, из которых более 100 за год школу покинули ”, – говорит Сергей Гончаров.
Еще один повод для педагогической досады – имидж школы и учителя, сформированный современным ТВ и СМИ. Работники педагогической сферы сетуют – и вполне справедливо – что если врачи и полиция предстают в кадре в героическом или, по крайней мере, положительном ореоле, то об учителях вспоминать предпочитают лишь тогда, когда в школе приключается трагедия или история с криминальным подтекстом. По мнению педагогов, подобные сюжеты вредят не столько школе, сколько ученикам – ощутимо снижая уровень их мотивации.