Первой площадкой под редевелопмент территории «Силовых машин» может стать участок завода "Электросила" на Московском пр. Работы планируется начать уже в этом году.
Проект вывода "Силовых машин" из центра города реализуется при содействии ГУ "Городское агентство по промышленным инвестициям" (ГУ "ГАПИ"). "Безусловно, постепенно будут выведены производства со всех промышленных территорий "Силовых машин" в Петербурге, — уверен директор ГУ "ГАПИ" Андрей Коротков. — Уже в этом году начнутся работы по подготовке площадки на участке завода "Электросила" под редевелопмент. И он фактически уже начался, производства там уже нет".
"Сейчас готовится к освобождению участок в 7 га на заводе "Электросила", — подтверждает представитель "Силовых машин" Мария Алеева. — Там будет девелоперский проект, но мы пока не определились, как это будет реализовано. Все пока в стадии обсуждения, прорабатываются варианты".
Еще в 2009 году компания Colliers International по заказу "Силовых машин" подготовила концепцию редевелопмента всех трех производственных площадок. "Территории Ленинградского металлического завода (ЛМЗ) и "Электросилы" — два больших кита. Они значимы в масштабах Петербурга. В большей степени на них может быть реализована жилая функция, — считает генеральный директор Colliers International СПб Николай Казанский. — На территории Завода турбинных лопаток (ЗТЛ) логичнее пока сохранить индустриальную функцию, осовременив ее".Редевелопмент каждого "кита" может, по подсчетам Николая Казанского, обойтись в $1,5–2 млрд.
Еще в 2009 году архитектурное бюро "Студия 44" подготовило концепцию застройки площадки "Электросилы". "В проекте превалировала жилая функция. Конечно, она сочеталась с деловой, коммерчесокй и общественной", — поясняет руководитель "Студии 44" Никита Явейн. На скоро высвобождающемся участке в 7 га архитектор предполагал строительство высотного жилого комплекса.
"Силовые машины" заказывали эту концепцию, чтобы оценить потенциал территории и понять, выгодно ли им выводить себя. Как я понимаю, выгодно, коли они стали строить новый завод", — заметил Никита Явейн.
На фото: Архитектурное бюро "Студия 44" еще в 2009 году разработала концепцию освоения промышленных территорий завода "Электросила" вблизи одноименной станции метро на Московском пр.
Кстати, у станции метро "Электросила" (рядом с высвобождающимся промучастком) готовится к осуществлению проект "ВТБ-Девелопмент" — строительство высотного бизнес–центра в стиле сталинского ампира. Возможно, ВТБ заинтересуется освоением и территории, ныне занимаемой "Электросилой". Не исключено, что за освоение территории возьмутся и девелоперские структуры основного владельца "Силовых машин" миллиардера Алексея Мордашова, хотя раньше он в этом бизнесе замечен не был.
В свое время, в 2010 году, "Электросила" уже продала один из своих участков. На этой территории сейчас располагается гипермаркет "О'кей" и идет строительство торгового центра. Управляет участком девелоперская компания "Доринда–Инвест". "Мы рассматриваем различные варианты дальнейшего осуществления проекта. Все будет зависеть от экономиче¬ской ситуации", — рассказал генеральный директор "Доринда–Инвеста" Алексей Краузе.
Для территории ЛМЗ также был подготовлен мастер–план развития. Архитектурная фирма "Интерколумниум" разработала концепцию превращения площадки завода в новый жилой квартал, обращенный на Неву. Сегодня вся территория на Свердловской наб. вокруг ЛМЗ — производственные зоны с разной степенью промышленной активности. Однако, учитывая выгодное местоположение, при условии комплексного освоения здесь можно было бы реализовать проект, подобный "Набережной Европы", оцениваемой в $ 2 млрд.
Справка, ОАО "Силовые машины" в СПб:
В 2004 году в состав ОАО "Силовые машины" (СМ) вошли три завода СПб: "Электросила", ЛМЗ и ЗТЛ.
В 2010 году началось строительство нового завода СМ в Колпино. Основной акционер "Силовых машин" — Highstat Ltd., конечный бенефициар компании — владелец "Северстали" Алексей Мордашов.
Андрей Коротков, директор Городского агентства по промышленным инвестициям (ГАПИ):
Площадки, которые находятся сегодня под предприятиями "Силовых машин", будут менять свой статус и переводиться в зоны общественно–деловой и жилой застройки. Вывод всех предприятий будет происходить поэтапно. В один день ничего не происходит. Они поэтапно осваивают те участки, которые город им предоставил, и, соответственно, поэтапно высвобождают площади на существующих территориях.
Дмитрий Мизиков, директор департамента оценки активов филиала консалтинговой группы "НЭО
Центр" в СПб:
Логичнее всего подходить к застройке больших промзон комплексно. На "Электросиле" жилье следует расположить в глубине территории, а не строить его вдоль загруженного транспортом Московского. На площадке ЛМЗ жилье, расположившись вдоль набережных, получит отличные виды на Неву и Смольный. Но, учитывая кольцо промышленной застройки вокруг, неплохо будут себя чувствовать и офисные здания.
Игорь Водопьянов, управляющий партнер УК "Теорема" (осваивает территорию бывшего завода
"Россия"):
Первый раз я услышал о выводе ЛМЗ еще 10 лет назад. И не то чтобы я не верю в это. Я во все верю, даже в Деда Мороза. Конечно, надо уже освобождать! Это самое то, вообще, сейчас такой большой спрос на всякие девелоперские проекты. Просто нету мест, куда их ставить. Инвесторы, особенно иностранные, так и выстроятся в очередь на такой участок. А освоение его будет стоить миллион триллионов.