Петербургский секрет мэтра Церетели

Автор фото: ООО "Урбис-СПб"

У проекта нового корпуса во дворах Петербургской академии художеств, похоже, открывается второе дыхание. Его идеолог Зураб Церетели готов создать там музей.

Идея строительства в академическом дворике СПб Государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина (СПбГАИЖСА) музея студенческих работ прозвучала вновь из уст президента Российской академии художеств (РАХ) Зураба Церетели около месяца назад, во время его визита в Петербург. Известно, что, по замыслу Зураба Церетели, площадь центра может достигать 12 тыс. м2. Однако более подробную информацию об этих планах своего президента в РАХ предоставлять отказались, ссылаясь на то, что проект официально не утвержден. Также отказались от комментариев и в СПбГАИЖСА, посоветовав опять же обратиться в РАХ.
"По поводу упомянутой инициативы создания галереи молодых художников в комитет по культуре СПб никто не обращался", — ответили "ДП" в городском правительстве. В аппарате вице–губернатора СПб Василия Кичеджи, отвечающего теперь за науку, образование и культуру, сообщили, что он также не обладает информацией по данной "московской инициативе".
При этом, как выяснил "ДП", Зураб Церетели уже давно обсуждает вопрос создания нового здания академии с петербургскими чиновниками и проектировщиками. Так, еще в 2007 году губернатор СПб Валентина Матвиенко пообещала построить новое здание для музея Академии художеств по проекту Церетели. Тогда же Альберт Чаркин (на тот момент ректор академии) заявлял, что хорошо бы отдать вузу весь квартал — от набережной до Большого пр., "чтобы создать там настоящий академический городок". И уже через год, в 2008 году, совместно с архитектурной компанией "Урбис–СПб" был разработан подобный проект (см. эскиз).
"Зураб Церетели подал такую идею в связи с тем, что и библиотека, и научный музей, которые размещаются в здании академии, испытывают колоссальный дефицит площадей, — пояснил "ДП" автор того проекта, руководитель ООО "Урбис–СПб" Олег Харченко. — Новый дом должен был появиться по адресу: 4–я линия В.О., 1–3, лит. Д, Ч, Ш. Здесь собирались разместить дополнительные территории научного музея, площади для сменных выставок и запасника, помещения научной библиотеки, гипсо–литейную мастерскую и небольшой гараж". По словам Олега Харченко, до кризиса были созданы эскизы нового здания, параллельно Академия художеств занималась вопросом возможности снесения хозяйственных построек, расположенных во дворе, однако дальше дело не пошло, потому что идея не нашла материальной поддержки. "Возможно, теперь существуют и иные планы по строительству нового здания академии, — рассказывает Олег Харченко. — Однако то, чем я занимался, пока не имеет предложения".
Примечательно, что по проекту "Урбиса" новое здание граничит с особняком Юнкера (дом 10, лит. А, по Большому пр. В.О.). В 2008 году этот дом был передан под реконструкцию ЗАО "Параметр" (с возможностью размещения там гостинично–офисного комплекса). При этом, по данным СПАРК, эта компания на 100% принадлежит ЗАО "Империя", которым владеет Сергей Матвиенко. По договору отчисления инвестора составляли более 49 млн рублей. Срок реконструкции был определен в 25 месяцев, то есть истекал в 2010 году. Пока "ДП" не смог обнаружить документ, продлевающий эти сроки.
На момент выхода номера в печать "ДП" не удалось узнать, как повлияет возможное строительство нового здания Академии художеств на соседний дом, а также имеют ли "Параметр" и Зураб Церетели планы по совместному редевелопменту соседствующих объектов недвижимости. Обе стороны пока на запросы "ДП" не ответили.
Опрошенные "ДП" застройщики не исключают, что если Зурабу Церетели все же удастся воплотить свою идею в жизнь, то во дворе Академии художеств может появиться объект, сочетающий в себе не только музейные и академические функции, но и коммерческие, например офисные. Подобная практика, когда к реновации государственной недвижимости подключался частный инвестор, была весьма распространена в ставшей родной для Зураба Церетели Москве.
Надо сказать, что и в Петербурге началось движение в том же направлении. К примеру, сегодня во дворе СПбГУ (Университетская наб., 7–9–11, корп. 5) начато строительство БЦ "Универс". Заказчиком выступает швейцарский девелопер "Бьер Люмьер холдинг". В начале прошлого года компания приобрела у ГУП "Водоканал СПб" участок около 800 м2 по соседству с СПбГУ, на второй линии набережной. Прежде на этой территории располагалась двухэтажная водопроводная подстанция, ныне снесенная.
Стоит отметить, что, по словам Семена Михайловского, ректора Академии художеств, ему подробности проектов Зураба Церетели неизвестны. И уж тем более у Академии нет достоверных данных, появится ли у нее во дворе бизнес–центр. Однако Семен Михайловский отмечает, что вузу не хватает площадей, поэтому участие частных вкладчиков и создание государственно–частного партнерства было бы весьма кстати для воплощения задуманного проекта.
Зураб Церетели родился в 1934 году в Тбилиси. Окончил живописный факультет Тбилисской академии художеств. Одним из первых карьерных взлетов стал пост главного художника Олимпиады–80 в Москве. Церетели участвовал в сооружении мемориального комплекса на Поклонной горе в Москве в 1995 году, а также в ряде других крупных проектов в эпоху "лужковского ренессанса", в том числе в оформлении Манежной пл., воссоздании храма Христа Спасителя, а также сооружении памятника Петру I высотой 98 м в 1997 году. Правда, сразу после снятия Юрия Лужкова в 2010 году и.о. мэра Москвы Владимир Ресин предложил подумать о переносе этого памятника в другое место.
Для Петербурга в 2003 году зодчий разработал проект благоустройства Парка 300–летия СПб, в котором предложил разместить 70 скульптур. Однако Валентина Матвиенко все же отказалась от идеи мэтра стоимостью
$15 млн, назвав ее слишком дорогостоящей.
Андрей Пушкарский, заместитель главы филиала компании "Бьер Люмьер холдинг":
Почему бы и не построить бизнес–центр во дворе Академии художеств. Не думаю, что между бизнесменами и художниками такая уж пропасть: первым не чуждо прекрасное, а вторые не против заработать. Что касается нашего опыта, то мы застраиваем один из дворов на Университетской наб., а рядом находятся хозяйственные дворы СПбГУ, на которые грустно смотреть. Это серьезная проблема всего города: набережные и фасады домов в центре отремонтированы, но стоит зайти на 20 м вглубь — и видишь разруху. Что здесь строить? Воспроизвести черные лестницы для прислуги? Много ли в этом смысла? "Начинка" должна быть современная, XXI век на дворе.
Михаил Кондиайн, архитектор бюро "Земцов, Кондиайн и партнеры":
Я не знаком с идеей создания нового здания во дворе Академии художеств. Нужно тщательно изучать проект, чтобы его комментировать. При этом в городе появилась инициативная группа защитников облика Петербурга, и многие вопросы решаются однозначно: ничего не строить. Если все запретить, то очень скоро город начнет умирать — так, как это происходило при советской власти. Сейчас тоже есть определенные экономические правила игры, нужен аккуратный и взвешенный подход в том, что запрещать, а что строить. Ничего плохого в создании бизнес–центра на этой территории я не вижу, но проблема в том, что сегодня подобные объекты не особо востребованы.
Семен Михайловский, ректор СПбГАИЖСА им. И.Е. Репина (Академии художеств):
В разработках "Урбиса" ничего отталкивающего я не нашел, а нам катастрофически не хватает площадей. Сейчас во дворе Академии ветхие постройки. Если здесь появится современное здание, которое не будет конфликтовать с историческим окружением, — это только хорошо. Я не вижу ничего позорного, если к проекту подключится инвестор и сложится государственно–частное партнерство. Какие могут быть другие мнения? Руины в центре города никому не нужны.