Строительство второй кольцевой автодороги вокруг города может завершиться, даже толком не начавшись, предрекает ряд экспертов.
По данным заместителя гендиректора ГК "Дорсервис" Евгения Медреса, интенсивность движения по кольцевой автодороге (КАД) сегодня составляет от 40 тыс. автомобилей на севере и до 120 тыс. автомобилей на юге. Со временем плотность движения будет только возрастать, и через 2-3 года магистраль может превратиться в огромную пробку.
В связи с этим скорейшее появление запланированного дублера кольцевой жизненно необходимо. Согласно проведенным предварительным расчетам, протяженность новой трассы должна составить 190 км, это будет шестиполосное полотно с дюжиной транспортных развязок. Ориентировочная стоимость КАД-2 - 265 млрд рублей.
Работы по строительству запланированы на конец 2013-го - начало 2014 года, а первый участок может появиться через 2 года после начала строительства.
Однако ряд экспертов уже сейчас со скепсисом относятся к реализации заявленного проекта, предупреждая о ряде сложностей, без разрешения которых сегодня строительство может завершиться, толком не начавшись. В первую очередь это вопросы, связанные с финансированием проекта. В правительстве Ленобласти сейчас серьезно обсуждается вариант строительства КАД-2 по схеме ГЧП, правда, опрошенные бизнесмены пока не изъявляют желания в этом участвовать.
"Даже в Германии и Франции дорожный проект окупается в течение 20 лет. Кто будет вкладывать в Россию деньги на 20 лет? - интересуется Игорь Водопьянов, управляющий партнер УК "Теорема". - Миллиарды есть только у банков. Найдут банк - будет КАД-2, не найдут - не будет". По мнению предпринимателя, в ближайшие 10 лет строительство дороги точно не начнется.
Директор
Ассоциации предприятий дорожного комплекса
Санкт-Петербурга Юрий Агафонов, в свою очередь считает, что государство в состоянии построить дорогу за собственный счет, но проблема в том, что поступления могут растянуться на долгие годы, как это было при строительстве первой кольцевой.
Кроме того, очень многое зависит от конечного проекта. Неожиданно могут возникнуть дополнительные обременения, которые изначально даже не предполагались. Например, при строительстве КАД-1 за счет дорожных денег строили газовую станцию для структур "Газпрома" и переносили газопроводы.
Другая проблема заключается в неурегулированности вопроса выкупа недвижимости, попадающей в полосу строительства будущей КАД-2.
Как отмечает директор регионального инфоцентра проекта "Свой дом" Марина Агеева, планируется, что КАД-2 пройдет по наиболее востребованным на рынке загородной недвижимости районам - Ломоносовскому, Гатчинскому, Тосненскому, Всеволожскому.
Совокупно на эти районы приходится более половины (примерно 150 поселков, чуть более 10 тыс. домов и участков в продаже) от всего объема предложения в коттеджных поселках Ленобласти.
В этих же районах готовятся к выходу наиболее масштабные проекты комплексного освоения территории под жилищное строительство.
"Не факт, что инвесторы готовы продавать эти земли государству, а если и продадут, то далеко не по номинальной цене, особенно если проекты находятся в глубокой степени проработки, - соглашается с коллегой руководитель жилого района Ванино Петр Верцинский. - В таком случае финальная стоимость строительства дороги может увеличиться в разы".
Денис Демин
, Начальник аналитического отдела
ИК "БФА"
: Проект громоздкий, дорогостоящий и на фоне тревожной экономической ситуации и дефицитных бюджетов не выглядит сверхактуальным. Возникают вопросы и к мотивации проекта: "областная КАД" не сможет выполнить функции городской кольцевой дороги хотя бы потому, что не сможет стать эффективным маршрутом для объезда центра города по законам геометрии. Опыт Москвы наглядно показывает, что тиражирование кольцевых маршрутов не решает проблему пробок внутри города, а эффективность колец в условиях недостаточности радиальных магистралей оставляет желать лучшего. С точки зрения обеспечения лучшей транспортной доступности областных районов более актуальной является реконструкция и расширение существующей дорожной сети, пропускную способность которой зачастую можно значительно увеличить банальным ремонтом дорожного полотна. До приведения в порядок существующей автодорожной сети вокруг Петербурга инициирование мегапроекта КАД-2 является преждевременным.