Лизинг легкового коммерческого автотранспорта менее восприимчив к экономическим потрясениям, считают эксперты.
На автотранспорт существует постоянный спрос, поэтому требования к лизингополучателю и условия, на которых предоставляется финансирование, остаются практически неизменными, несмотря на состояние рынка. "Кризис не стал причиной изменения условий заключения лизинговой сделки, однако требования к заемщику ужесточились", - говорит Юлия Бычкова, директор по лизингу группы компаний "ЗЕСТ".
Так, от лизингополучателя требуется, чтобы он работал на рынке больше года, имел положительную бухгалтерскую отчетность, не находился в стадии банкротства и не числился в должниках.
Договор финансовой аренды автотранспорта, как правило, действует 2 - 3 года, в редких случаях 5 лет. Размер авансового платежа составляет 15 - 20% от полной стоимости автомобиля. Среднее удорожание может начинаться от 6% в год. При этом активно развиваются совместные программы автопроизводителей и лизинговых компаний, в соответствии с которыми аванс может быть снижен до 5% от стоимости автомобиля, а удорожание - являться нулевым или близким к этому. "Лизингополучатель прекрасно понимает, что это условное "нулевое удорожание", ведь маржа просто раскидана на обязательные дополнительные услуги или получается за счет скидки, предлагаемой автодилерами", - говорит Алексей Сосковец, руководитель отдела договоров компании "ПРГ-Ресурс". Но даже несмотря на это, пользуясь такой программой, клиент получает выгоду и по условиям лизинга, и по цене на автомобиль, замечает Вячесав Спиров, начальник отдела организации продаж ГК "Интерлизинг".
На фото:
По мнению участников рынка, сегодня спрос смещается в пользу финансовой аренды дорогой иностранной техники. "В кризис клиенты для оформления в лизинг предпочитали бюджетные варианты, например "газели". Уже около года мы наблюдаем рост спроса на покупку более дорогих комплектаций и моделей коммерческих автомобилей", - сообщила Юлия Бычкова. Активное развитие получил сегмент операционного лизинга автотранспорта. В "ЗЕСТ" отмечают, что им чаще поступают запросы на оперативный лизинг для крупных парков авто. Некоторые лизинговые компании даже делают ставку на это направление бизнеса. Так, ГК "Интерлизинг" в 2011 году запустила проект по операционному лизингу легковых автомобилей. "К сожалению, в России активное развитие операционного лизинга сдерживают высокие процентные ставки по кредитам и низкая культура эксплуатации служебного транспорта", - указывает Вячеслав Спиров.
По прогнозам Вячеслава Спирова, сегмент лизинга легкового коммерческого транспорта в 2011 году вырастет более чем на 70%. И даже с учетом возможной второй волны кризиса перспективы данного сегмента выглядят лучше, чем по другим видам имущества. "Сегмент лизинга легкого коммерческого транспорта подвержен экономическим потрясениям меньше, чем более узкие сегменты, такие как лизинг оборудования и спецтехники", - говорит эксперт.
По мнению Юлии Бычковой, в случае повторения финансового кризиса все лизинговые компании почувствуют снижение спроса, особенно те из них, кто ориентирован на розничного покупателя.