Смольный создает государственную компанию по вывозу мусора. Участники рынка не сомневаются, что чиновники хотят установить контроль над сегментом емкостью около 5 млрд рублей.
В правительстве Петербурга готовят очередную масштабную реформу мусорной отрасли, в результате которой изменится расстановка сил на рынке. Командует операцией вице-губернатор Сергей Козырев, до середины сентября прошлого года занимавший аналогичную должность в правительстве Ленобласти и отвечавший за кадровые вопросы в системе органов исполнительной власти региона. К июню 2012 года Смольный подготовит долгосрочную целевую программу по утилизации мусора, а к концу года проработает детальную схему санитарной очистки города.
На этапе вхождения в новую должность, в конце 2011 года, Сергей Козырев объехал предприятия коммунального комплекса, чтобы сравнить данные, представленные на бумаге, с тем, что происходит на самом деле. Выводы чиновника неутешительны: "Отрасль развивается без четкого понимания объема рынка, финансовые потоки не регулируются, соответственно нет целостности картины. Смольный не владеет точной информацией по количеству и составу бытовых, коммерческих, строительных отходов".
Сергей Козырев также сетует, что у города отсутствуют рычаги воздействия на перевозчиков мусора, занимающих доминирующее положение в отрасли. "На этом рынке не должно быть монополии, поэтому возможно создание компании с государственным участием", - убежден вице-губернатор. Новую транспортную компанию Смольный предполагает основать на базе одного из государственных унитарных предприятий. Возможно, на базе городского мусороперерабатывающего завода МПБО-2. На первом этапе город готов потратить на приобретение техники примерно 200 млн рублей.
На фото: Россия, Санкт-Петербург. Городская свалка бытовых отходов на Волхонском шоссе.
По приблизительным оценкам Смольного, физические и юридические лица ежегодно создают в Петербурге около 10 млн м3 мусора. За его вывоз и переработку компании и граждане платят примерно 5 млрд рублей в год.
Большую часть (80%) мусора вывозят из города две частные компании - ОАО "Автопарк №1 "Спецтранс" и ОАО "Автопарк №6 "Спецтранс". Обе вышли из государственных контор и после приватизации стали семейными предприятиями топ-менеджмента.
В их распоряжении не только мусоровозы, но и сортировочные станции, где изымается ценное вторичное сырье, остальное отправляется на полигоны. Автопарк №1 выстроил полную производственную вертикаль, в его распоряжении есть даже свалка в Гатчинском районе - ООО "Новый свет - Эко".
После создания новой госкомпании расклад сил на рынке изменится. По мнению Сергея Козырева, целесообразно, чтобы одна организация обрабатывала не более 20% объема городских отходов.
Виталий Журкович, директор ОАО "Автопарк №6 "Спецтранс", не стал комментировать инициативу Смольного. Зато его коллега - руководитель ОАО "Автопарк №1 "Спецтранс" Анатолий Язев подверг идею городских властей резкой критике: "Я уже был государственным перевозчиком и считаю, что это бред. Все мы государственные были и знаем, до чего дожили. В сфере ЖКХ нужно создать конкурентную среду".
"Может, кто-то хочет завладеть этим рынком? Сейчас все мимо чиновников идет, и вся беда в этом", - вопрошает Анатолий Язев.
Участники рынка уверены, что будущая госкомпания будет представлять собой нечто большее, чем просто перевозчика отходов. Они ожидают появления регулятора рынка, контролирующего все финансовые потоки отрасли и устанавливающего правила игры.
"Вероятнее всего, город даже не будет закупать технику, чтобы составить конкуренцию перевозчикам. Чиновники издадут закон, по которому все деньги за вывоз и переработку отходов будут поступать не на счета жилкомсервисов, а в распоряжение новой госкомпании", - предполагает Юрий Лихачев, гендиректор ЗАО "ОЗ МПБО" (управляет полигонами Южный и Северная Самарка). По мнению Юрия Лихачева, это означает установление государственной сверхмонополии.
Реформой мусорной отрасли в Смольном грезят уже давно, чиновники регулярно выезжают за границу перенимать передовой опыт. Еще на губернатора Владимира Яковлева неизгладимое впечатление произвел мусоросжигательный завод в центре Вены, и градоначальник загорелся идеей построить такой же в городе на Неве.
При
Валентине Матвиенко
возник проект нового полигона в Тосненском районе. Однако эти планы натолкнулись на сопротивление Ленобласти: областной губернатор Валерий Сердюков неоднократно заявлял, что в его регионе не будет мусорных полигонов, а только мусороперерабатывающие заводы. Также при предыдущем губернаторе Смольный заключил соглашение с греческой компанией "Хелактор Актор". По соглашению она готова строить мусороперерабатывающий завод, а городские власти обязуются обеспечить его загрузку. Однако проект застопорился из-за того, что греки запросили 6 тыс. рублей за переработку тонны мусора. Для города это оказалось слишком дорого, пришлось бы повышать тарифы, что рискованно в преддверии выборов. Проект отложили даже несмотря на то, что сын нынешнего губернатора - Алексей Полтавченко до прихода отца к власти успел поработать директором по развитию предприятия.
Последние 3 года мусорной отраслью руководил контр-адмирал Всеволод Хмыров, возглавлявший специально для него созданное городское управление по переработке отходов.
За это время во Фрунзенском районе города, где прежде командовал Всеволод Хмыров, возникла новая частная мусоросортировочная линия - "Квантум". Ее судьба после смены городской власти весьма туманна.
"Экономическая модель этого предприятия мне непонятна. Они просят 3 тыс. рублей за переработку 1 т мусора. Тариф МПБО-2 сегодня - 1217 рублей за тонну. Причем после переработки на "Квантуме" 95% отходов придется везти на полигон. На таких условиях арендовать мощности завода городу не интересно", - говорит Сергей Козырев. Комментировать ситуацию "Квантум" не стал.
Сергей Козырев планирует, что к 2020 году 40% из собранных отходов будет перерабатываться, а остальные 60% - свозиться на полигоны. Сегодня почти все отходы идут на полигон.
"Мы отбираем ценных ресурсов около 5%", - говорит представитель СПб ГУП "Завод МПБО-2" Дмитрий Астахов. По его словам, после перемодернизации завода стоимостью около 5 млн евро он сможет отбирать 70% вторичного сырья.