Архитекторы готовы превратить южную часть Васильевского острова в новые парадные морские ворота Петербурга

Автор фото: Кульгун Андрей

Архитекторы готовы превратить южную часть Васильевского острова в новые парадные морские ворота Петербурга.

С переходом Балтийского завода под контроль государственной Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) снова становится актуальным вопрос о переводе мощностей завода с Васильевского острова. Он может быть осуществлен на другую площадку ОСК — Северную верфь, или же оба предприятия могут переехать в Кронштадт, создав там судостроительный кластер. Таким образом, почти 70 га земли на Васильевском острове могут быть преобразованы в новый общественно–деловой или жилой квартал. Эта территория может стать продолжением проектируемого "Морского фасада" и будет встречать туристов, прибывающих в Петербург морем.
Представитель ОСК Александр Вознесенский заверил "ДП", что планов по переводу Балтийского завода в ближайшей перспективе нет и он и не знаком с градостроительными проработками для этого участка. Однако в распоряжении "ДП" оказался проект реновации территории Балтийского завода от 1998 года, который и сегодня актуален. Тогда ФГУП "ЦНИИ технологии судостроения" (сейчас преобразовано в ОАО "Центр технологии судостроения и судоремонта") заказало архитектурному бюро "Земцов, Кондиайн и партнеры" концепцию редевелопмента территории Балтийского завода и Адмиралтейских верфей. Планировалось вывести все судостроительные предприятия из устья Невы на территории Северной верфи.
"Нас попросили показать, какая планировочная структура может возникнуть на этих территориях, если они будут городскими, — рассказывает Юрий Земцов, руководитель бюро "Земцов, Кондиайн и партнеры". — Мы предложили пробить через землю Балтийского завода новый широкий проспект, он расположился бы параллельно другим проспектам Васильевского острова и своей осью выходил бы прямо на Неву".
Благодаря такой планировке пространство Невы получило бы выход на залив, а промтерритория приобрела бы новую улицу, которая стала бы пешеходной или двухуровневой. "Мы планировали сохранить некоторые исторические объекты. Конструкцию главного стапеля Балтийского завода, например, можно использовать для какого–то общественного здания, — предполагает Юрий Земцов. — Причальные стенки же завода могут быть перепрофилированы под швартовку круизных судов". "Территории выхода Невы в залив очень ценны для города. Эта стрелка могла бы стать очень значимым местом, особенно если организовать здесь выставочную, общественную зону", — убежден архитектор.
Девелоперы уже приступили к преобразованию территорий, соседствующих с Балтийским заводом. На участке площадью 5,6 га бывшего сталепрокатного завода финская группа Lipsanen & Co совместно с ЗАО "Лемминкяйнен рус" планирует построить жилой комплекс, который будет включать также коммерческие и офисные площади. К строительству планируют приступить осенью этого года. Кстати, Градсовет рассмотрит архитектурный проект этого комплекса, созданный Архитектурной мастерской Рейнберга и Шарова.
"Если участок Балтийского завода будет выставлен на торги, мы бы им заинтересовались, — отмечает Юха Вятто, генеральный директор ЗАО "Лемминкяйнен Рус". — Но это зависит от многих факторов. Так, очень важный фактор здесь — это транспортная доступность. Нельзя принимать такие решения, пока город не определится со строительством нового моста через Неву. Немаловажным фактором также станет стоимость рекультивации".
По данным ресурса "Геоинформационная система инвестора", уровень загрязненности почв на территории Балтийского завода сопоставим с загрязнением на месте, где планируется к реализации проект "Набережная Европы". Рекультивация этого участка в 10 га оценивается в 2,5 млрд рублей. "Мы бы с удовольствием купили эту территорию, — признается гендиректор Setl City Илья Еременко. — Здесь можно построить жилой район с вкраплениями коммерческой застройки".