Идея продавать шапки и шляпки в отдельных магазинах сошла на нет.
Владельцы первой в городе специализированной сети магазинов головных уборов "Шаполе" оказались на грани банкротства, что имело несколько причин. История типична для многих малых торговых предприятий города, считает один из совладельцев бизнеса и первый заместитель председателя Санкт-Петербургского отделения "ОПОРЫ РОССИИ" Андрей Горюнов.
До того как запустить новый проект – сеть "Шаполе", соучредители ООО "Палома" 10 лет занимались торговлей шубами и дубленками. В 2006 году предприниматели провели анализ рынка – в городе не было ни одной специализированной сети магазинов, которые продавали бы только головные уборы.
"Работали только отдельные точки – ниша была почти свободна. При том что шляпы и шапки хорошего качества в России производит немало фирм", – рассказывает Андрей Горюнов. До конца 2011 года компания открыла почти 10 точек и еще в 2008 году присматривалась к регионам. Теперь два магазина проданы, а остальные пришлось закрыть. Компания "Палома", проработавшая на рынке 16 лет, стоит на грани банкротства.
По мнению предпринимателей, причин, приведших сеть к краху, несколько. Первый удар по бизнесу нанес резкий спад покупательной способности, произошедший в середине 2008 года. По подсчетам Андрея Горюнова, падение оборотов начиная с 2008-го по 2011 год составило 25-30%.
Читайте также:
Головные уборы поддерживают баланс
При этом на фоне снижения выручки издержки бизнеса росли. Например, средние зарплаты продавцам с 2009-го по 2011 год увеличились с 15 до 22 тыс. рублей. "Продавцов в городе не хватает, на меньшие деньги никто работать не пойдет", – рассказали в компании. Плюс к этому рост арендных ставок, приостановившийся в 2009 году, уже в середине 2010 года вернулся к прежним показателям – до 10% в год.
Во-вторых, малое предприятие значительно пошатнуло увеличение социальных взносов – на фоне кризиса размер зарплатного фонда вырос на 20%, до 1 млн 200 тыс. в год. "Чтобы компенсировать этот рост, мы должны были сразу увеличить и оборот, примерно на 2 млн рублей, но покупать ведь стали меньше", – рассказали в компании.
Третья проблема заключалась в условиях кредитования. Под каждую точку требовались инвестиции 3-6 млн рублей. Открывать магазины поочередно, ожидая окупаемости каждого по несколько лет, предпринимателям показалось долго, и они обратились за кредитом. Как рассказал Андрей Горюнов, компания взяла кредит на несколько десятков миллионов рублей.
Максимальный срок кредитования не превышал 2 лет. "Никак не пойму, почему для малого бизнеса нет "длинных" кредитов, хотя бы на 5 лет? Ведь банки тоже должны быть заинтересованы в выживании клиента", – негодует Андрей Горюнов. Он отметил, что в сложные времена также подросли ставки кредитов и условия стали еще жестче.
Еще одна сложность заключалась в происхождении товара – "Шаполе" торговало шапками и шляпами только российского и украинского производства, делая наценку максимум 120%. Как посчитал Андрей Горюнов, выживать в торговых центрах можно, только делая еще большую наценку.
По мнению другого участника рынка, владельца производства женской одежды под маркой Pompa Николая Хохрякова, средняя наценка по городу на изделия легкой промышленности составляет 80-140%.