Очередное избрание Владимира Путина оказалось не столь триумфальным, как два предыдущих. Впервые выборы прошли под бурные протестные выступления в крупных городах.
Как отмечается в резюме к докладу "Путин снова. Последствия для России и для Запада" британского Королевского института международных отношений "Чэтэм Хаус", выборы 2011/12 стали началом конца путинского режима. "Следующая волна протеста в промышленных центрах советской эпохи, имеющая социально-экономический характер, неизбежна. Россияне начинают ощущать себя в роли граждан, а не в роли подданных", – пишут эксперты.
В ходе предвыборной кампании кремлевским политтехнологам пришлось задействовать тяжелую артиллерию. Например, силовые структуры обнародовали информацию о попытке покушения на премьера, а он сам снизошел до заочной дискуссии со своими оппонентами.
Обошлось разве что без Хорста Весселя путинской эпохи. (Напомним: это был штурмфюрер, убитый в бытовой драке членом запрещенной коммунистической партии. Его смерть была политизирована, благодаря пропаганде Геббельса он стал национальным героем Третьего рейха.)
В свете всего происходящего политологи уверены, что российское общество ждут даже не просто уступки от ново-старой власти, а серьезные изменения внутренней политики.
На прошлой неделе фонд "Петербургская политика" опубликовал список министров на вылет. В него попали глава Минкульта Александр Авдеев, заявлявший о намерении оставить свой пост, министр сельского хозяйства Елена Скрынник (из-за серьезных противоречий с первым вице-премьером Виктором Зубковым), глава Минрегионразвития Виктор Басаргин, которому прочат губернаторскую должность, министр энергетики Сергей Шматко, не имеющий серьезной аппаратной поддержки.
Среди других претендентов – глава МВД Рашид Нургалиев, при котором случилась трагедия в станице Кущевской, министр обороны Анатолий Сердюков (главный военный прокурор уже заявлял о "космическом" размахе коррупции среди военных), а также глава Минобразования Андрей Фурсенко, проваливший реформу ЕГЭ. Министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова тоже, скорее всего, покинет правительство. Что касается Дмитрия Медведева, то, по одной из версий, он займет пост премьер-министра на некоторое время и станет камикадзе, который примет на себя удар во второй волне кризиса.
В международной политике российские политологи больших изменений не прогнозируют. Британские ученые в докладе отмечают, что Россия уже сейчас показывает ослабление международной активности, а мировое сообщество видит в ней "страну-спойлера с эгоистичными интересами". В докладе также говорится, что для улучшения международных отношений Москва должна прекратить претензии на особые права в отношении бывших советских республик, а также соблюдать международные конвенции.
"Если сохраняется относительно сильный Владимир Путин, то его воспримут США, Европа и Китай. Мы по-прежнему интересны как поставщик энергоресурсов", – говорит ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры России Павел Салин.
Российские политологи в один голос уверяют, что власть впервые стоит перед столь серьезной сменой политического курса. Об этом свидетельствуют и демократические послабления, и заигрывания с оппозицией со стороны Дмитрия Медведева (встреча с лидером АКМ Сергеем Удальцовым в Кремле), и даже внимание Владимира Путина к основателю "РосПила" Алексею Навальному.