Петербургский паромный оператор St. Рeter Line рассчитывает в 2012 г. перевезти на 40% больше туристов, чем в прошлом году, если ему позволит не отвечающий запросам клиентов старый пассажирский терминал. В новом порту паромной компании не рады.
Единственный российский паромный перевозчик, работающий в Петербурге, – судоходная компания St. Рeter Line, обслуживающая две линии, соединяющие Северную столицу с Хельсинки, Стокгольмом и Таллином, планирует увеличить перевозку пассажиров в 2012 г. на 40% по сравнению с 2011 г., до 700 тыс. человек. И эта отметка может стать пределом для компании.
Дальнейший рост пассажиропотока ограничивает пропускная способность Морского вокзала, где причаливают паромы компании "Принцесса Мария" и "Принцесса Анастасия" вместимостью около 2,5 тыс. пассажиров каждый.
"У меня вызывает большие сомнения, что мы сможем провести через Морской вокзал больше 700 тыс. человек", – говорит генеральный директор ООО "Ст. Питер Лайн Рус" Игорь Глухов. По его словам, здание вокзала давно не ремонтировалось, нет современного оборудования для комфортной выгрузки пассажиров, им приходится спускаться с парома по крутой лестнице и потом по нескольку часов простаивать в очереди на паспортный контроль.
"Все это отпугивает туристов, мало кому захочется еще раз поехать в Петербург", – резюмирует Игорь Глухов.
В 2009 г. в Петербурге запущен новый современный пассажирский порт "Морской фасад", оборудованный большим количеством пунктов пропуска. Паспортный контроль, по словам Серика Жусупова, президента ООО "УК "Морской фасад", управляющего портом, занимает 40 секунд на одного пассажира.
Однако пассажиров в порту немного, он может пропускать 1,7 млн человек в год, но пока загружен лишь на четверть, большую часть времени в году современный терминал простаивает.
Очевидно, что объединение возможностей нового порта и усилий паромного оператора принесло бы пользу обоим. Порт стал бы работать круглогодично, а St. Рeter Line повысил бы привлекательность своих маршрутов. Однако такая возможность у них появится нескоро, поскольку паромы компании перевозят не только людей, но и грузы. Последние, по словам Глухова, приносят 15% дохода, и отказываться от этих денег компания не намерена, так как перевозки сразу же станут нерентабельными.
В свою очередь, "Морской фасад" не готов обрабатывать грузы. По словам Серика Жусупова, изменить статус порта может только его собственник, то есть правительство Петербурга. Оно готово рассмотреть эту возможность и сделать порт грузо-пассажирским, но только после того, как будет запущен центральный участок Западного скоростного диаметра, то есть не раньше 2015 г.
К этому моменту про St. Рeter Line граждане могут уже забыть, не исключает Игорь Глухов. Он неоднократно обращался в Смольный, требуя, чтобы его компанию пустили в новый порт, но безуспешно.
Еще несколько лет назад, открывая первую линию с Хельсинки, Глухов питал надежды наращивать количество паромов и наладить сообщение с Германией. Но реальность оказалась суровой, дополнительных паромов не появилось, а о линии с Германией пришлось забыть, хотя направление Петербург – Росток могло бы пользоваться высоким спросом.
"Летом на линии Хельсинки – Росток было очень много российских пассажиров, путешествующих на автомобилях", – говорит директор по маркетингу Tallink Silja в России Анатолий Завгородний. Но в целом линия с Германией приносила большие убытки эстонско-финскому паромному оператору Tallink Silja Oy, и компания закрыла это направление в 2012 г.
Примеров того, как в Петербурге открывались паромные линии и вскоре закрывались, множество. Одна из самых последних и ярких историй – с паромом Fantaasia эстонской компании Tallink. Она запустила линию Петербург – Хельсинки весной 2004 г., но не проработала и года. "Причина закрытия линии в низкой загрузке. Российские туристы тогда ездили мало. Из общего числа пассажиров 70% были иностранцы", – вспоминает Анатолий Завгородний. Но, несмотря на накопленные к концу 2004 г. убытки ($5 млн), владельцы намеревались развивать линию. Поводом для того, чтобы закрыть сообщение, по словам Анатолия Завгороднего, послужило поведение руководства Морского вокзала. В канун католического Рождества оно в одностороннем порядке подняло тарифы на услуги порта.