Цены на эти услуги падают, так как растущий рынок привлекает новых и новых игроков.
Рынок демонтажа и сноса зданий - один из самых молодых сегментов строительного бизнеса. Он выделился в отдельное направление только в начале 2000-х годов. До этого в Петербурге не было специализированных компаний с громкими брендами. Услуги предоставляли в основном фирмы, осуществляющие общестроительные работы.
Прорыв произошел в тучные докризисные годы, на волне развития крупных девелоперских проектов и уплотнительной застройки. Первопроходцем сегмента стала компания "Ассоциация по сносу зданий" (ныне ГК "Размах") Игоря Тупальского. Чуть позже к ней присоединился "Терминатор" Кирилла Орта - сына главы Службы государственного строительного надзора и экспертизы Петербурга Александра Орта.
К 2008 году эти игроки поделили демонтажный рынок города практически поровну и активно развивались. По словам Кирилла Орта, рентабельность некоторых проектов достигала рекордных 300%. Со снижением объемов строительства в 2008-2010 годах сократился и рынок демонтажных работ.
На фото: Россия, Санкт-Петербург. Снос здания Удельных бань (Заказчик ООО "Удельные бани", подрядчик ООО "Трамплин-строй").
Читайте также:
Петербургские "Крашмаш" и "Размах" выходят на...
"Произошло снижение объемов строительства на 20-25%. Объем демонтажных работ сократился на 45-55%. Средняя рентабельность демонтажа снизилась на 15% и сейчас составляет около 30% (в некоторых случаях до 60%)", - говорит директор департамента эксплуатации объектов NAI Becar в Санкт-Петербурге Валентин Каверин.
"У всех демонтажников возникли проблемы из-за лизинговых платежей и недостатка объемов работ. Уровень цен снизился в 2 раза", - говорит управляющий директор "КрашМаша" Александр Васильев.
По данным экспертов
АРИН
, демонтаж 1 м3 конструкций сейчас в среднем стоит 0,7-1,2 тыс. рублей (до кризиса стоимость была 4,5-6 тыс. рублей за 1 м3, говорят эксперты). "Цены снизились на 30-80% в зависимости от видов работ", - утверждают в АРИН.
Ситуацию усугубляет появление компаний, которые демпингуют. "Гастарбайтеров в строительстве никто не отменял", - говорит коммерческий директор ГК "Размах" Сергей Ефремов. Но демпинг, по его словам, не касается "интеллектуального" демонтажа, который включает целый комплекс услуг по реновации, подготовке документов и самой территории. "Это эксклюзивная ниша. Цены на такие услуги сопоставимы с докризисными", - говорит он.
Оживление строительного рынка способствует повышению спроса на демонтаж. На рынок стали выходить новые игроки. Услуги по демонтажу предлагают около полусотни игроков. Но ситуацию по-прежнему можно назвать олигополией, поскольку около 90% рынка контролируют три крупных холдинга - ГК "Размах" (45%), ГК "КрашМаш" британской компании Keltbray (35%) и "Терминатор" (5%) (сами компании оценивают свои доли иначе - прим. dp.ru). Они, по сути, конкурируют между собой и являются локомотивами всего сегмента.
Оставшиеся 10-15% рынка, по данным экспертов "НЭО Центр" делят небольшие организации ("Ольвекс", "ПетроЭкоСтрой", "Ирон", "ПетроСнос", "Геосила", "Меркурий", "Брокк Демонтаж Северо-Запад"), которые выполняют работы в меньших масштабах или специализируются на конкретных видах услуг.
Ситуацию олигополии эксперты объясняют тем, что демонтаж - капиталоемкий бизнес, который требует больших затрат на закупку спецтехники. "Кроме того, демонтаж, особенно в центре города, связан с получением огромного количества разрешений. Административный ресурс нужен и для организации вывоза и утилизации отходов", - говорит вице-президент компании STEP Юрий Иоффе.
В 2012 году участники рынка обещают выйти на объемы демонтажа на уровне 2-2,5 млн м3. Это в 2 раза больше, чем в 2011 году. Но, поскольку демонтажный рынок довольно закрытый, данные о его емкости в денежном выражении противоречивы. "Его объем - 1,5 млрд рублей в год. А оборотные капиталы крупнейших игроков - от 100 млн до 500 млн рублей", - считают эксперты "НЭО Центра". В то же время управляющий директор "КрашМаша" Александр Васильев заявил "ДП", что оборот только его компании за 2011 год превысил 1 млрд рублей. "В 2012 году мы планируем выйти на показатель 2-2,5 млрд рублей, заняв 70% рынка", - говорит он.
Комментарии:
Александр Васильев, управляющий директор ГК КрашМаш":
Уровень цен на рынке демонтажа, по сравнению с докризисным, действительно, снизился - в два раза. Раньше заказчика часто пытались запутать платежами за свалку, за негативное воздействие строительных отходов на окружающую среду и, таким образом, раздували стоимость работ. Сегодня еще есть фирмы, которые ведут себя так некорректно. Но их стратегия на общем фоне бросается в глаза. Конкуренция их вытесняет.
Сергей Ефремов, коммерческий директор ГК «РАЗМАХ»:
За время кризиса значительно снизилась рентабельность демонтажа простых объектов, которые не требуют ни квалификации подрядчиков, ни применения сложной техники. На рынке появилось множество фирм предлагающих аналогичную услугу и привлекающих дешевую рабочую силу приезжих. Эти компании, как правило, ни за что не отвечают, а в случае проблем растворяются в пространстве, вешая всю ответственность на заказчика. Другое дело - «интеллектуальный» демонтаж. Это комплексные услуги: с полной реновацией территории, подготовкой всех необходимых документов, разработкой инженерно-технических решений. Это довольно эксклюзивная ниша. Цены здесь сопоставимы с докризисными.
Дмитрий Золин, управляющий партнёр LCMC:
Процесс демонтажа, особенно в Петербурге, специфичен. Часто это демонтаж в историческом центре, в плотной окружающей застройке, которая накладывает множество ограничений. Соответственно, для успешной работы в таких условиях, необходим значительный опыт и современные технологии, в том числе – использование малогабаритной техники. Но, учитывая большое количество промышленных зон в черте города и существующие планы их развития, рынок демонтажа обладает хорошими перспективами развития.