Российские автоперевозчики столкнулись с дефицитом разрешений на проезд в ряд европейских стран. Если Минтранс РФ не решит проблему, то к концу года многие компании станут невыездными.
По итогам 2011 года российские автоперевозчики грузов заняли больше 50% на большинстве европейских направлений. В итоге власти стран Европы решили ограничить пыл российских бизнесменов. В 2012 году отечественные транспортные компании могут не получить желаемое количество разрешений на проезд в иностранные государства. Прежде всего это коснулось популярных направлений - Польша, Германия, Нидерланды, откуда в Петербург везут обувь, одежду, бытовую технику, автомобили.
В 2011 году доля отечественных компаний в общем объеме международных перевозок сократилась только на одном направлении - Россия - Финляндия, с 73 до 69%. Но эту потерю отечественные компании с лихвой компенсировали, увеличив объемы по другим странам.
Например, в перевозках между Германией и Россией доля отечественных компаний поднялась с 56 до 67%. "По большинству стран российские перевозчики занимают более 50%", - утверждает заместитель генерального директора Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) Петр Павлюк. За счет расширения географии российским перевозчикам удалось преодолеть кризисную тенденцию - сокращение объема грузоперевозок - и довести в 2011 году объем международных автоперевозок до 30 млн т, превысив докризисный максимум 2008 года.
Разрешения на проезд по территории иностранных государств выдаются автотранспортным компаниям ежегодно на основании межправительственных соглашений.
Читайте также:
Автоперевозчики начали борьбу за одно кресло
По некоторым направлениям количество "дозволов" (так транспортники называют право проезда по территории иностранного государства) уменьшилось по сравнению с 2011 годом на 20-30%. Прежде всего это коснулось популярных направлений - Польша, Германия, Нидерланды, Голландия.
Страны Северной Европы, на которые ориентировано большинство петербургских транспортных компаний, пока не урезали количество "дозволов". Однако местные перевозчики уже готовятся подсчитывать убытки от наплыва конкурентов из других регионов.
"На Северо-Запад придут компании из других регионов. Под их влиянием могут снизиться тарифы, а вслед за ними рентабельность перевозок", - предрекает генеральный директор ООО "Миларин" Александр Носков.
Местные перевозчики рассказывают, что после создания Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана уже стал заметен отток грузов к белорусским компаниям, которые предлагают более низкие цены.
Ситуацию на транспортном рынке накаляет конкуренция со стороны морских перевозчиков. Количество грузов, поступающих в Россию через сухопутную границу с Финляндией, сокращается третий год подряд. После запуска порта в Усть-Луге грузоотправители все чаще используют морской путь.
По мнению вице-президента группы компаний "Сотранс" Марка Броновского, обойти административный барьер можно, зарегистрировав транспортную компанию за пределами России. Например, весьма привлекательные условия транспортникам предлагает соседняя Эстония. Там, в частности, с автоперевозчиков не взимается налог на прибыль.
Однако в краткосрочные планы российских транспортников на данный момент не входит развитие сети дочерних обществ по всей Европе. Зато некоторые европейские фирмы уже обосновались в России. "Небольшие перевозчики (до 20 машин), которые могут серьезно пострадать от дефицита разрешений, могут стать объектами поглощения", - прогнозирует генеральный директор компании "Русский логистический провайдер" Руслан Кисс.
Причина сокращения количества "дозволов", скорее всего, политическая. "Европейские страны хотят поддержать своих бизнесменов, добиться того, чтобы соотношение рейсов российских и иностранных компаний было примерно одинаковым", - объясняет Руслан Кисс.
В последние 3 года российские транспортные предприятия энергично наращивали обороты, заняв доминирующее положение по большинству направлений.
Министерство транспорта
России намерено в апреле-мае этого года начать переговоры с европейскими странами об увеличении количества "дозволов". Однако результат дебатов между транспортными министрами непредсказуем. "Когда идет речь об обмене разрешениями с Германией, Францией, Австрией, Венгрией, Италией, нам четко говорят: ребята, вы все-таки имейте совесть; должен быть паритет", - говорит Петр Павлюк. При этом он добавляет, что у российского министра Игоря Левитина хорошие отношения с германским министром и можно предположить, что Германия пойдет навстречу.
Однако, по мнению Павлюка, не стоит ждать уступок от Италии. За прошлый год итальянцы выполнили в Россию около 400 рейсов, зато российские перевозчики съездили в Италию 15 тыс. раз. "Итальянцы говорят: будет паритет - будем разговаривать. И все!" - добавляет Петр Павлюк.