Практически все производители теплоизоляционных материалов запланировали на 2012 год расширение своих производств. Это сделано в расчете на федеральные и частные стройки, а также рынок ЖКХ.
Компании — лидеры рынка теплоизоляционных материалов расширяют производства. Они прогнозируют, что в ближайшее время спрос на тепло– и звукоизоляционные материалы вырастет в связи с органическим ростом строительной отрасли. Кроме того, эта продукция востребована крупными стройками, связанными с подготовкой к Олимпийским играм в Сочи и чемпионату мира по футболу — 2018, одной из арен которого станет новый стадион на Крестовском острове. Только за счет крупных федеральных объектов рынок может вырасти на 3–5%.
Все большую популярность тепло– и шумоизоляция приобретает и в частном коттеджном строительстве. Дополнительный стимул развития отрасли — ужесточение контроля за соблюдением законодательства об энергосбережении и увеличении энергоэффективности, что повышает спрос на продукцию в сфере ЖКХ.
По оценкам участников, в 2011 году объем российского рынка теплоизоляционных материалов составил 26,5 млн м3, что составляет более 80 млрд рублей в денежном выражении. Порядка 80% продукции потребляется строительным комплексом, еще около 12–15% приходится на ЖКХ. По данным исследования DISCOVERY Research Group, 4% мирового потребления всех видов теплоизоляционных материалов приходится на Россию. На долю материалов на основе минеральной ваты приходится половина продукции. Здесь лидерами являются "ТЕХНОНиколь" с долей 30% и Rockwool с долей 19%.
На рынке присутствует более полусотни отечественных и полтора десятка иностранных производителей теплоизоляционных материалов из минеральной и стекловаты, вспененного и экструдированного пенополистирола.
"По сравнению с 2010 годом рынок теплоизоляции в 2011 году вырос на 20%. Согласно прогнозам, в 2012 году его объем увеличится на 7–10%, если не произойдет никаких непредвиденных ситуаций в экономике", — поясняет Олег Макаров, коммерческий директор компании "Сен–Гобен Изовер". Рекордный рост рынка в последние годы специалисты объясняют тем, что в 2010–2011 годах активно достраивались объекты, начатые до кризиса. Снижение темпов роста директор по маркетингу и продажам Knauf Insulation Роман Обрящиков объясняет тем, что "часть потребителей стали более сдержанны в своих расходах в ожидании второй волны кризиса, меньше инвестируется в жилье, кроме того, только–только начали размораживаться объекты, которые были остановлены перед выборами".
Тем не менее эксперты прогнозируют, что достигнутые в 2012 году темпы роста рынка сохранятся в среднесрочной перспективе. Поэтому практически все ведущие поставщики заявляют об увеличении объемов производств.
На минувшей неделе датская компания Rockwool запустила на заводе в Выборге новую линию по производству теплоизоляционных материалов. Мощности завода Rockwool позволяют изготавливать 2 млн т продукции в год. Стоимость проекта составила 8,5 млн евро. Со временем руководство компании пообещало занять половину российского рынка теплоизоляции. Глава Rocкwool Russia Group Ник Винс сообщил, что продажи в России растут быстрее, чем в других странах, а местный рынок для компании третий по значению и величине.
Не отстают и конкуренты. В прошлом году компания KNAUF Insulation приобрела завод в Тюмени и проводит там комплексную модернизацию, чтобы внедрить инновационную технологию производства утеплителей без фенолформальдегидных смол. Мощности производства будут значительно увеличены. Общие инвестиции в проект составят не менее 3 млрд рублей.
Компания
"Пеноплекс"
тоже запустила новые проекты по наращиванию производственных мощностей: подходит к завершению монтаж оборудования на новой производственной площадке в Иркутской области и готовится к открытию седьмой завод компании в Хабаровске. Общая производственная мощность площадок составит порядка 100 тыс. м3 в год. Объем инвестиций — около 3 млн евро.
Теплоизоляционные материалы традиционно используются в гражданском и промышленном строительстве для утепления внутренних помещений и внешних стен, также они необходимы для уменьшения энергозатрат и теплосбережения при монтаже теплотрасс и трубопроводов.
В Петербурге, по оценкам исполнительного директора СТД "Петрович" Виктора Адамова, объем потребления теплоизоляционной продукции составляет около 300 тыс. м3 ежемесячно (общей стоимостью 1 млрд рублей), сюда входят как частные, так и оптовые закупки материалов. Рынок стабильно растет на 5% в год, говорит он.