Факторинговые компании под давлением клиентов расширяют спектр предоставляемых услуг.
В факторинговой компании «НФК», отметив значительный прирост спроса на финансирование всего цикла производства и поставок товара со стороны клиентов, начали предлагать комплекс услуг под названием «Финансовая логистика». В это понятие в компании вкладывают организацию и синхронизацию денежных потоков клиента. По словам директора дирекции маркетинга НФК Дарьи Николаевской, клиентам уже не хватает просто классических факторинговых продуктов, так как цепь контрагентов увеличивается. По ее оценке, около трети клиентов уже проявили интерес к новой услуге.
Факторинговые компании постепенно начинают расширять свои продуктовые линейки, но нужно понимать, что почти весь рынок факторинга завязан на банках, у которых нет недостатка в спектре услуг, говорит Дмитрий Шевченко, исполнительный директор Ассоциации факторинговых компаний. В случае НФК, для которой факторинг — основа бизнеса, не удивительно, что компания старается предложить более интересные комбинации продуктов. В целом заметно, что с прошлого года на рынке стал предлагаться реверсивный факторинг, который дает покупателю дополнительную отсрочку платежей, добавляет Дмитрий Шевченко. Такой вид факторинга, например, в марте начала предлагать компания «ФакторРус».
В «ВТБ Факторинг» отметили, что начали осваивать новые для факторинга отрасли. Но на текущий момент клиентами компании в Петербурге и Ленобласти являются поставщики крупных федеральных сетей, а также производственные компании, работающие в сегменте алкогольной, пищевой и легкой промышленности.
Как рассказала Алла Райкова, руководитель финансового отдела Machiavelli Luxury Group, ее компания недавно начала использовать факторинг для финансирования услуг — оплаты рекламы. «Наш бизнес носит сезонный характер, поэтому сначала приходиться прибегать к закупочному факторингу, а затем к финансированию дебиторской задолженности, что удобно делать в комплексе», — говорит Дмитрий Пинчуков, исполнительный директор ОАО «Дека» (торговые марки «Никола», «Степан Тимофеевич», «Большой квас»).
Тем не менее в обороте факторов превалируют классические продукты: 70% оборота дает факторинг с регрессом, 25% — безрегрессивный факторинг.
Эксперты ожидают, что рынок факторинга по итогам I квартала покажет рост после 2011 года, который с приростом в 82% стал рекордным.
По словам гендиректора «ВТБ Факторинг» Михаила Якунина, в I квартале оборот уступленной его компании дебиторской задолженности в Петербурге вырос почти вдвое по сравнению с аналогичным периодом 2011 года, до 8,5 млрд рублей, что составило 17% от совокупного факторингового портфеля компании.
Факторинговый портфель региона в компании за то же время вырос до 166 клиентов против 116 в I квартале 2011 года и 273 дебиторов против 141 год назад.