В России резко подорожали билеты на автобусы, поезда и самолёты

Автор фото: архив "ДП"
Автор фото: архив "ДП"

Цены на авиабилеты в России достигли рекордных значений. Но ещё интенсивнее дорожает проезд на междугородних автобусах.

Стоимость перелёта "в экономе" в среднем по России в июле 2024 года достигла 9,12 тыс. рублей в расчёте на 1 тыс. км пути, следует из данных о ценах на товары и услуги, опубликованных Росстатом.
По итогам августа тарифы опустились до 7,9 тыс. рублей, однако это всё равно на 20 % выше значений августа 2023 года.
Цены подвержены влиянию сезонного спроса. Например, перелёт экономклассом из Краснодарского края, где работает только сочинский аэропорт, в августе этого года стоил порядка 19 тыс. рублей за 1 тыс. км. Тогда как в период низкого спроса показатель опускался до 7–8 тыс. руб­лей.
Билеты на самолёт из Петербурга в течение первых 8 месяцев 2024 года были примерно в полтора раза дороже, чем в среднем по России. Минимальный разрыв наблюдался в феврале — 39,7 %, а максимальный в мае — 64,2 %. В 2021 году разница в среднем составляла всего 30 %.
Динамика цен на авиабилеты из Москвы примерно повторяет петербургский тренд, но в абсолютных значениях тарифы столичных ­аэропортов на 16 % ниже, чем в Пулково.

Далеко не уедешь

Если перелёты по России относительно января–августа 2021 года, судя по данным Росстата, подорожали примерно на 43 %, то проезд в плацкартном вагоне поезда за тот же период прибавил в цене только 34 %. Проезд в междугородних автобусах в расчёте на 50 км пути стал дороже на четверть. Однако, если в ценах на авиа– и ж.–д. билеты силён фактор сезонности, то поездки в автобусах дорожают несмотря ни на что.
Автобусы из Москвы и Краснодарского края по состоянию на август 2024–го стали стоить на 70 % больше относительно начала 2021 года, из Воронежской области — на 50 %, из Петербурга — на 38,6 %, из Белгородской области — на 26 %.
Тарифы на проезд в междугородних автобусах не регулируются, а цены складываются из множества факторов, обращает внимание председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов.
"Выросла стоимость топлива, запчастей, нового подвижного состава. Стоит задача по индексации зарплат. Также высокий спрос на ряде направлений, если мы берём юг, формирует достаточно высокие цены", — говорит эксперт.
При этом в относительных цифрах автобусы подорожали на уровень, сопоставимый с ростом цен на перелёты и путешествия на поезде, считает он. Перевозки на междугородних автобусах действительно наименее сильно регулируются со стороны властей, подтверждает председатель Союза пассажиров России Кирилл Янков. К тому же такие услуги крайне редко субсидируются из региональных бюджетов.
"На дефицит водителей сейчас жалуются и городские, и междугородние перевозчики. Чтобы люди продолжали работать, им нужно поднимать зарплату. Если город может привлекать води­телей чем–то ещё, например предлагать служебное жильё, то частный междугородний перевозчик — только деньгами. Поэтому цены там могут расти даже сильнее", — поясняет Кирилл Янков.
Эксперты обращают внимание на то, что автобус как вид транспорта для дальних поездок редко может конкурировать с поездами и тем более самолётами. По словам Ильи Зотова, автобусы в основном обслуживают направления протяжённостью до 1 тыс. км.
Чтобы добраться на курорты, граждане редко выбирают автобус, добавляет Кирилл Янков.
"Куда самолёты сейчас не летают, ходят поезда. Мало кто захочет несколько суток ехать в автобусе. Передвижение на таком транспорте — это по большей части расстояния 200–500 км, и это не поездки в отпуск", — разъясняет специалист.

На машине дешевле

По данным Российского союза тур­индустрии (РСТ), более 60 % всех туристов в 2024 году отправлялись в путешествия на собственных автомобилях.
По словам президента РСТ Ильи Уманского, рост стоимости ж.–д. и авиабилетов в связи с инфляцией подталкивает людей ездить на отдых на своих машинах.
Весной этого года правительство РФ даже утвердило специальную концепцию развития автомобильного туризма до 2035 года.
Согласно планам Кабмина, к 2030 году число турпоездок на автомобилях и автобусах должно вырасти с 27 млн до 47 млн человек. По итогам 2023–го россияне совершили около 78 млн поездок по стране, из которых треть пришлась на автотуризм.