Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти принял иск Номос-банка, входящего в группу "ИСТ" Александра Несиса, о банкротстве ООО "Хелкама Форсте Виипури".
"Дочка" финского концерна Helkama Oy, владеющая заводом в Выборге, является поставщиком всех крупных федеральных торговых сетей, а также постоянным партнером "Балтики" и Pepsi Cola, занимая 17% российского рынка промышленного и торгового холодильного оборудования. Эксперты не исключают, что группа "ИСТ" Александра Несиса, в которую входит Номос-банк, может поглотить предприятие.
По данным суда, в декабре 2010 года "Хелкама Форсте Виипури" взяла у Номос-банка в кредит 120 млн рублей под залог недвижимости в Выборге. Кредит погашен не был, и в январе 2012 года долг перед банком составил 129 млн рублей (с учетом процентов). Шестнадцатого апреля суд удовлетворил требование банка о продаже с молотка зданий и сооружений общей площадью 6,5 тыс. м2 на трех земельных участках общей площадью 1,8 га. Начальная цена имущественного комплекса - 198 млн рублей. Но, не дожидаясь этого судебного решения, 13 апреля банк подал заявление о банкротстве должника.
"Банкротство должника не подразумевает ликвидацию, а в первую очередь имеет целью восстановить его платежеспособность. При этом даже в рамках процедуры банкротства стороны могут заключить мировое соглашение", - прокомментировал иски PR-директор Номос-банка Александр Дмитриев. В "Хелкаме" отказались от комментариев. Между тем эксперты с сомнениями отнеслись к утверждению банка о миролюбивых планах. "Если иск о банкротстве подает банк, значит, он уже все взвесил и теперь стремится быть первым в очереди при конкурсном производстве", - говорит вице-президент банка "Агросоюз" Сергей Щербаков.
"Либо Номос-банк понял, что актив на самом деле стоит дешевле, чем реальная сумма долга, либо он хочет получить контроль над другими - не заложенными - активами должника", - считает глава юридической компании "РосРазвитие" Игорь Елисеев. "Дешевле, чем в конце 2010 года, когда был оформлен договор залога, недвижимость сегодня просто не может стоить", - уверен Сергей Щербаков.
Эксперты сходятся на мысли, что исходом этой ситуации может стать поглощение производственного предприятия группой "ИСТ", в которую входит Номос-банк. Как сообщил "ДП" источник, близкий к ситуации, банк является ключевым кредитором "Хелкама Форсте Виипури": совокупный долг перед ним составляет около 300 млн рублей: 180 млн, взятые для перекредитования старых кредитов, и 120 млн возобновляемой кредитной линии. Долги перед поставщиками составляют еще около 90 млн рублей.
Среди предприятий, приобретенных, а затем выгодно перепроданных группой "ИСТ", - Балтийский завод, Братский завод ферросплавов, группа "Интертерминал". Поэтому данная версия не вызывает отторжения у отраслевых аналитиков.
"Меня удивляет другое, - говорит аналитик банка "БФА" Кирилл Куриленко, - почему финские собственники не дадут "дочке" денег на погашение кредита? Обычно крупные иностранные компании с мировым именем всеми силами стараются не допускать каких-либо судебных разбирательств в России".
Как сообщил источник "ДП", у Helkama Oy просто нет средств, чтобы выручить российскую "дочку". По его словам, корпорация испытывает трудности - остановлены заводы группы в Финляндии, Дании и Норвегии.
По мнению конкурентов, рыночных причин для банкротства "Хелкамы" в России сейчас нет. Как говорит Армен Овакимян, глава петербургского представительства российского производителя коммерческого холода "Кефато", рынок торгового холодильного оборудования в последнее время демонстрирует неплохой рост. "Недостатки стратегии "Хелкамы" были в том, что они работали с крупными сетями и двумя якорными партнерами - Pepsi Cola и "Балтикой". Как только те снизили свои обороты, автоматически просели и их поставщики. А мы работаем с мелкорозничными торговыми точками, которые сейчас очень активно открываются. И видим, что рынок растет", - утверждает он.