Заказ на строительство ледокола ценой 7,9 млрд рублей, полученный Балтийским заводом с легкой руки Владимира Путина, под угрозой срыва.
В конце марта
Балтийский завод
, находящийся в управлении государственной Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), приступил к резке металла для многофункционального ледокола нового поколения мощностью 25 МВт.
Контракт на изготовление этого судна в декабре 2011 года тонущему в долгах заводу пообещал тогда еще премьер-министр РФ Владимир Путин. Он приехал на завод, чтобы одобрить план спасения крупнейшей верфи Петербурга путем ее банкротства. Все новые заказы теперь идут через специально созданную "дочку" ОСК - ООО "Балтийский завод-судостроение", возглавляемое Александром Вознесенским.
В начале мая "ДП" стало известно, что резка метала для "путинского" ледокола остановлена, хотя на июнь намечена закладка судна, которое должно быть готово к октябрю 2015 года. Однако закладка своевременно, скорее всего, не состоится, поскольку проект ледокола может быть концептуально изменен. От официальных комментариев по этому поводу в ООО "Балтийский заводе-судостроение" отказались. Источник в корпорации, знакомый с ситуацией, пояснил на условиях анонимности, что проектировщик ледокола - проектно-конструкторское бюро (ПКБ) "Петробалт" якобы допустило в работе слишком много ошибок и нужно все переделывать. Достаточно странная версия, ведь проект до заключения контракта на строительство одобрил Российский морской регистр судоходства.
На фото: Россия, Санкт-Петербург. Александр Вознесенский, директор дирекции по строительству судостроительного комплекса на острове Котлин Объединенной судостроительной корпорации (ОСК).
Однако есть и другая, более интересная версия. "Ситуация не чисто техническая, а политическая", - говорит генеральный директор ПКБ "Петробалт" Георгий Тарица.
Установив контроль над Балтийским заводом, ОСК, видимо, решила завладеть "Петробалтом", чтобы создать на его базе собственное проектно-конструкторское бюро. Однако госкорпорация не смогла договориться о продаже ПКБ с крупнейшим совладельцем "Петробалта" Валерием Шевелкиным (с 1995 по 2005 год - первый заместитель генерального директора Балтийского завода), которому принадлежит 50% ПКБ (остальные паи контролирует менеджмент бюро).
По словам Валерия Шевелкина, его якобы пытались вынудить безвозмездно отдать ОСК паи "Петробалта". "В случае моего отказа подарить паи Александр Вознесенский пригрозил, что никаких контрактов на рабочее проектирование "Петробалт" не получит, а еще его накажут за разработку плохого технического проекта", - говорит Валерий Шевелкин.
Александр Вознесенский заявил "ДП": "Нелепость всего этого очевидна и не требует детальной критики. С удовольствием подам в суд, получу деньги и отдам на благотворительность".
"После того как ОСК не смогла найти общий язык с одним из совладельцев бюро, началось слегка недружелюбное отношение к нашей компании как к проектировщику ледокола. Нас, по всей видимости, не рассматривают как продолжателей проекта", - предполагает Георгий Тарица. ОСК организовала новое проектное бюро при Балтийском заводе - инжиниринговый центр ОСК.
Этот центр должен заняться разработкой проектной документации на судно в постройке, то есть создать так называемый технорабочий проект, по которому будет впервые строиться ледокол нового поколения.
"Кстати, резка металла началась без разработки технорабочей документации и соответствующих согласований с Российским морским регистром судоходства, - поясняет заказчик ледокола - ФГУП "Росморпорт". - По условиям контракта с ОСК судно должно строиться не по техническому проекту (технический проект разрабатывался для проведения конкурса и определения подрядчика на строительство), а по технорабочему".
Этот проект должен быть разработан структурой ОСК, в частности, проектная документация (технорабочий проект) должна разрабатываться ООО "Балтийский завод-судостроение", добавляют в "Росморпорте". В "Росморпорте" также отметили, что пока не располагают официальной информацией от ОСК о выборе площадки для строительства линейных дизельных ледоколов - ЛК16.
“
Проект ледокола разрабатывало ПКБ "Петробалт", и оно планировало заняться рабочим проектированием, когда контракт будет размещен на Балтийском заводе. Но тут появились товарищи, которые, похоже, умеют только размахивать фигурами вице-премьеров, премьера для того, чтобы что-то получать бесплатно. Мне предлагали отдать, подарить паи "Петробалта", чтобы на его базе корпорация могла организовать собственное проектное бюро. Никаких финансовых предложений о выкупе паев я не получил.
Нашего бывшего премьера, а теперь президента Владимира Путина ввели в заблуждение по поводу ситуации на Балтийском заводе. Менеджеры ОСК завысили финансовую дыру (непокрытую кредиторскую задолженность) вдвое, до 14?-?15 млрд рублей. Я прекрасно знаю ситуацию на заводе и то, как он развивался в последние годы. С 1995 г. по 2005 г. я был первым заместителем генерального директора, а накануне банкротства завода в составе группы представителей Ханты-Мансийского банка проводил анализ финансового состояния предприятия.
В частности, ситуация ухудшилась из-за того, что завод не получал контрактов, на которые рассчитывал. Были даже выиграны тендеры на строительство ледоколов, но затем их результаты были отменены и верфь их не получила. Балтийскому заводу очень долго не давали контракт на строительство ледоколов. Почему? Вероятно, чтобы легче было забрать предприятие у Сергея Пугачева.
Валерий Шевелкин
Совладелец ООО "ПКБ "Петробалт"
Ранее сообщалось, что два ледокола мощностью 16 МВт будут возводиться на Выборгском судостроительном заводе (ВСЗ), который ОСК приобрела в феврале 2012 года. Генеральный директор ВСЗ Валерий Левченко подтвердил "ДП", что все пока остается в силе, в конце апреля завод подписал договор с ОАО "КБ "Вымпел" на проектирование и разработку технорабочего проекта и рабочей документации, а также на техническое сопровождение строительства ледоколов.
Не договорившись с "Петробалтом", госкорпорация начала искать специалистов у конкурентов. Для работы над проектом ледокола госкорпорация привлекла около 200 специалистов ЦКБ "Айсберг". Источник в "Айсберге" подтвердил, что специалисты бюро ушли в отпуск за свой счет и работают над проектом ледокола в структуре Балтийского завода по трудовому соглашению.
"Естественно, любой проектант смотрит на проект со своей точки зрения. Они нашли ошибки в нашем проекте. Конечно, есть некоторые ошибки, но они не настолько критичны, насколько преподносят новые проектанты. Тем более наш проект одобрен Морским регистром. Мы сделали уже 16 секций, была начата резка, но она остановлена, потому что новые проектанты хотят концептуально все сделать по-другому. Таким образом, новая структура нашла способ получить индульгенцию на отсрочку и, может быть, увеличение стоимости ледокола", - предполагает Георгий Тарица.
ОСК шаг за шагом устанавливает контроль над ключевыми судостроительными активами экс-сенатора Сергея Пугачева.
В октябре 2011 года при поддержке вице-премьера Дмитрия Козака госкорпорация закрепилась на Балтийском заводе, поставив у руля верфи своего менеджера Валерия Венкова. До него верфью командовал человек Пугачева - Андрей Фомичев. В апреле этого года ему пришлось уступить место главы другого актива Пугачева - Северной верфи. Теперь ей руководит ставленник ОСК Александр Ушаков, прежде занимавший должность директора по производству.