Консультирование по сделкам M&A: покупай, но проверяй

Автор фото: Асмолов Евгений

Проведение сделок M&A требует тщательного анализа бизнеса, для чего приходится привлекать специалистов.

Слияния и поглощения (в англ. варианте Mergers and Acquisitions, M&A) - неотъемлемая часть бизнес-процессов. Помимо компаний, непосредственно участвующих в сделке, в них оказывается задействован ряд сторонних организаций, оказывающих консультационные услуги.
С точки зрения консультирования сделки M&A имеют две составляющие: юридическую и финансовую. При этом если в рейтинге инвестиционных консультантов портала mergers.ru российские компании занимают верхние строчки рейтинга ("ВТБ Капитал", "Ренессанс Капитал", "Тройка Диалог+Сбербанк"), то среди юридических консультантов российских названий практически нет.
Эксперты считают, что до 50% успеха сделок M&A зависит от консультантов. Одна из первостепенных их задач - определить истинную стоимость объекта покупки. "Продавец в сделках M&A не стремится раскрыть покупателю весь негатив о продаваемом активе, он готов допустить покупателя к проверке по принципу: "что обнаружит, то и обсудим", - отмечает директор петербургского филиала "2К Аудит - Деловые консультации/Морисон Интернешнл" Олег Семенов. И здесь важно выбрать консультанта, который сможет оценить продаваемый объект как можно точнее.
Генеральный директор ООО "Партнеры и Боровков" Павел Боровков обращает внимание и на важность управленческого консультирования при слияниях-поглощениях. "Компании, сосредотачиваясь только на юридическом оформлении, забывают, что главное в объединении бизнесов - возникновение новых рабочих коллективов, у каждого из которых свои правила, технологии и традиции работы. Из-за подобной забывчивости очень часто снижается эффективность работы, замораживаются проекты и т.д.", - поясняет он. Так что при подборе консультантов эксперты советуют помнить и об этой стороне сделок.
Есть и еще несколько проблем в деле выбора специалистов. Как рассказывает президент группы "Осло Марин" (осуществляла сделки по приобретению порта "Выборгский", Балтийского судомеханического завода, Выборгской топливной компании, страховой компании "Интерполис" и др.) Виталий Архангельский, часто привлечение консультантов - мера вынужденная. "Для сделок M&A чаще всего привлекаются банковские кредиты, и финансовые организации навязывают своих консультантов", - отмечает он. Негативный момент заключается и в том, что консультанты берут оплату за свои услу­ги ежемесячно, поэтому при затягивании процесса услуги обходятся компаниям недешево. Так, месяц работы международных консультантов стоит заказчику 50-100 тыс. евро.
Проблемой, по мнению некоторых бизнесменов, может обернуться участие в сделке крупных иностранных финансовых организаций из-за того, что обычно они привлекают западных консультантов, не всегда владеющих знанием местной специфики функционирования бизнеса.
Но самая большая проблема удачного проведения сделок M&A, по мнению экспертов, все-таки кроется не в консультантах, а в заказчиках. Пока в сознании российских компаний, тем более регионального уровня, планирующих слияние или поглощение, не сформирована необходимость тщательного выбора консультантов.
"Команда подрядчиков-консультантов под каждую сделку формируется спонтанно, в зависимости от управленческой зрелости тех компаний, которые объединяются", - комментирует Павел Боровков.