Стремление руководства петербургский автозаводов повысить производительность труда спровоцировало новую волну забастовочного движения.
В мае профсоюзы сразу двух автомобильных заводов, расположенных в Петербурге и Ленобласти, объявили о готовности начать забастовку. В обоих случаях недовольство рабочих оказалось вызвано попытками руководства предприятий увеличить выпуск продукции.
Первым в середине мая о намерении остановить конвейер заявил профсоюз работников Всеволожского ЗАО "Форд Мотор Компании". За проведение бессрочной акции протеста проголосовало более 50% рабочих (всего на заводе трудится около 3 тыс. человек). Сотрудники требовали изменений условий труда, в частности пересмотра графика работы третьей смены, увеличения перерывов внутри смены. Остановка конвейера, с которого каждые сутки сходит более 400 машин, могла обернуться для предприятия серьезными потерями - 200-250 млн рублей в день.
Под угрозой существенных финансовых потерь руководство автозавода пошло на уступки трудовому коллективу, и профсоюз снял проведение забастовки с повестки дня. "Большинство наших требований работодатель удовлетворил, но не все. Не удалось договориться по поводу компенсации за работу во вредных условиях", - сообщил председатель профсоюзной организации "Форда" Александр Кашицин.
Вдохновленные победой коллег, провести забастовку решили и работники петербургского ООО "Ниссан Мэнуфэкчуринг РУС". Они требуют от администрации предприятия увеличения заработной платы на 30%, до 41 тыс. рублей (по данным профсоюза завода, средняя зарплата на предприятии - 31,5 тыс. рублей). Кроме того, рабочие хотят добиться увеличения перерывов до 15 минут, изменить ротацию смен (ночь - вечер - утро), расширить объем стоматологических услуг в программе ДМС, установить выборность мастеров работниками подразделений. Кроме того, профсоюз хочет провести переаттестацию рабочих мест, а также перевести всех работников, трудоустроенных через кадровые агентства, в штат завода.
Администрация предприятия пока официально не комментирует сложившуюся на предприятии спорную ситуацию. "Давайте дождемся результатов переговоров", - призывает директор по связям с общественностью Nissan в России Татьяна Натарова. Переговоры профсоюзных активистов с руководством завода начнутся сегодня, 31 мая, и продлятся до 13 июня.
В обоих случаях протестные настроения возникли на фоне планов менеджмента по увеличению выпуска продукции. Как правило, для этого работодатель пытается увеличить производительность труда рабочих на конвейере.
"Форд" намеревается в 2012 году увеличить производство на 20% по сравнению с прошлым годом, до 120 тыс. автомобилей. Если бы забастовка состоялась, заводу не удалось бы достичь намеченных показателей.
В планах "Ниссана" на этот год выйти на проектную мощность 50 тыс. автомобилей. За прошлый год с конвейера сошло 43 тыс. машин. А к 2015 году автозавод собирается удвоить объемы производства, инвестировав в расширение мощностей 167 млн евро.
С аналогичной ситуацией в начале 2012 года столкнулись управляющие петербургским GM Auto. Они собирались довести производство в этом году до 98 тыс. автомобилей за счет введения третьей смены. Именно это вызвало недовольство работников. Администрации предприятия удалось уладить конфликт, с 1 апреля рабочим подняли зарплату. Теперь на GM Auto готовятся к масштабному расширению производства. На первом этапе предполагается увеличить мощности действующей производственной площадки до 140 тыс. автомобилей в год, а затем до 230 тыс. машин в год.